Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТЕРЦИЯ (от лат. tertia - третья). 1) Интервал в объёме трёх ступеней диатонич. звукоряда; обозначается цифрой 3. Различаются: большая Т. (б. 3), содержащая 2 тона; малая Т. (м. 3), содержащая 1 1/2 тона; увеличенная Т. (ув. 3) - 21/2 тона; уменьшенная Т. (ум. 3) - 1 тон. Т. принадлежит к числу простых, не превышающих октавы интервалов. Большая и малая Т. являются диатонич. интервалами; они обращаются соответственно в малую и большую сексты. Увеличенная и уменьшенная Т. - интервалы хроматические; они обращаются соответственно в уменьшенную и увеличенную сексты. Большая и малая Т. входят в состав натурального звукоряда: большая Т. образуется между четвёртым и пятым (4:5) обертонами (т. н. чистая Т.), малая Т. - между пятым и шестым (5:6) обертонами. Интервальный коэффициент большой и малой Т. пифагорова строя составляет соответственно 64/81 и 27/32? В темперированном строе большая Т. равна 1/3, а малая - 1/4 октавы. Т. долгое время не считались консонансами, лишь в 13 в. консонантность терций (concordantia imperfecta) признана в трудах Йоханнеса де Гарландиа и Франко Кёльнского. 2) Третья ступень диатонич. звукоряда. 3) Терцовый звук (тон) трезвучия, септаккорда и нонаккорда. В. А. Вахромеев. |