Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКАЯ (нем. harmonische Tonalität) - тип тональной системы, основанный на аккорде («гармонии»; отсюда назв.) в качестве её центр. элемента. Т. г. - прежде всего организация взаимосвязанных аккордов. Обычно под термином «Т. г.» подразумевается мажорно-минорная система классико-романтич. тональной гармонии (17-19 вв.). Термин «Т. г.» применяется гл. обр. как противопоставление термину «мелодическая тональность», который означает тип тональной (в широком смысле) системы, основанный на отд. тоне в качестве её центр. элемента (см. Dah1haus С., Untersuchungen ьber die Entstehung der harmonischen Tonalität, Кassel, 1968; Peти Р., Тональность в современной музыке, пер. с англ., Л., 1968, с. 16-18). Мелодич. тональность - прежде всего звукорядная организация. По смыслу понятие «мелодич. тональность» близко понятиям «модальность», «модальная система»; мелодич. тональность свойственна, напр., григорианским мелодиям, древним нар. напевам. Резко разграничивал «церковные лады» (т. е. модальность) и «совр. мажорно-минорную систему» (или Т. г.) С. И. Танеев («Подвижной контрапункт строгого письма», Лейпциг, 1909, с. 3-6). См. Тональность. Ю. Н. Холопов. |