Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ТРАНЕ (Thrane) Вальдемар (8 X 1790, Драммен, фюльке Бускеруд - 30 XII 1828, Осло) - норвежский композитор, скрипач и дирижёр. По национальности датчанин. Учился игре на скрипке у К. Шаль в Копенгагене и П. М. Байо в Париже, где также занимался по композиции у А. Рейхи и Ф. Хабенека. С 1817 работал в Осло, был дирижёром оркестра гор. театра, с 1818 руководил местным муз. обществом «Музыкальный лицей» («Det musicaliske Lyceum»). В том же году дебютировал как скрипач, затем выступал в Осло, Стокгольме и др. городах скандинавских стран как солист и в составе основанного им струн. квартета. С 1819 концертмейстер оркестра театр. общества «Det dramatiske Selskab», руководил муз. школой. Т. внёс большой вклад в муз. культуру Норвегии не только как муз.-обществ. деятель, но и как композитор, сыгравший важную роль в формировании нац. композиторской школы. Ему принадлежит первое норв. муз.-сценич. произв. - зингшпиль по пьесе X. А. Бьеррегора «Приключение в горах» («Горная сказка» - «Fjeldeventyret», соч. 1824, 1-е конц. исполнение в «Муз. лицее» в 1825, затем в конц. зале в 1827, пост. в Осло в 1850). В этом произв., написанном в духе нем. романтиков, впервые в норв. музыке использованы нар. мелодии и нац. танц. ритмы. Т. был первым норв. композитором, воплотившим в своём искусстве нац. нар. характер (песня горца из этого зингшпиля стала народной). Среди др. произв. Т. - зингшпиль «Приключение сторожа» («Vektereventyret») и музыка к пьесе Бьеррегора «Клара», а также несколько увертюр, кантаты, пьесы для скрипки и фп. (в т. ч. танцы), хоры, песни. Нек-рые соч. Т. отражают влияние К. М. Вебера. |