Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ВЕСНЯНКИ (укр., белорус. веснавые, рус. весенние песни) - старинные обрядовые лирические песни восточнославянских народов. Термин «В.» укр. происхождения, но применяется как общий. В узком смысле употребляется как обозначение «закличек» весны, в широком - как наименование комплекса весенних песен, игр и хороводов. Древнейшие поздравительно- величальные В., приуроченные христианством к пасхе, известны под названием «волочебные песни». В.-заклички, составляющие осн. вид весенних обрядовых песен вост. славян, встречаются в рус. деревнях не повсеместно. Мелодика В. очень разнообразна и обнаруживает особенности, свойственные мн. древним песням. Она обычно узкообъёмна и основана на ангемитонных звукорядах - квартовом трихорде, часто с окончанием на II ступени, квинтовом тетрахорде с кадансом на IV ступени, терцовом ладу с субквартой и т.д.: Веснянка из Рязанской области. Веснянка из Смоленской области. Встречаются также нисходящий мажорный тетрахорд и пентахорд, порой и звукоряд с тритоном между крайними звуками. Как и в некоторых других обрядовых песнях, в В. каждая строфа заканчивалась особым выкриком, т.н. «гуканьем» (пережиток ритуального возгласа, коллективного заклинания). В В.-играх нередко используется антифонное пение. В.-хороводы часто имеют композиционно-выделенные припевы. Особенно характерны припевы волочебных песен: «Весна-красна на весь свет!» и т. п. Утратив своё прежнее магич. назначение, В. в ряде мест сохранились до наших дней - либо как детские песни, либо как лирич. песни пробуждения природы. Их напевы не раз претворялись в сочинениях русский композиторов (оперы Римского-Корсакова «Ночь перед рождеством» и «Майская ночь», финал 1-го концерта Чайковского для фп. с орк. и др.). |