Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ВИЛЛАНЕЛЛА (итал. villanella - деревенская песня) - жанр итал. бытовой музыки 15-16 вв. В основе его лежит итал. (неаполитанская) нар. песня, исполнявшаяся во время полевых работ. Музыка В. носит светлый характер; нередко ей присущи черты танце-вальности. Она гомофонна по складу. Чаще всего В. трёхголосны. В них господствует движение параллельными трезвучиями, связанное с нар. песенной практикой итал. Возрождения. Известны также В. с более самостоятельным и полифонически развитым движением голосов, возникшие, возможно, под влиянием мадригала. Нек-рые образцы В. очень близки к канцоне. Порой в В. чередуются реплики запевалы и хора. В. исполнялась как без сопровождения, так и с аккомпанементом лютни. Форма В. обычно куплетно-строфическая. Тексты итал. В. насчитывают 4 строфы по 8 строк; 2 последние строки каждой строфы повторяются в качестве рефрена. Тематика В. разнообразна, среди В. встречаются песни сатирич., шуточные, игровые, любовно-лирич., бытовые, песни о событиях совр. жизни. Возникнув в Неаполе, жанр В. быстро распространился по всей Италии и стал общенациональным. К жанру В. обращались многие видные композиторы - Дж. Д. да Нола, О. Векки, Л. Джустиниани, Б. Донато. Дж. Д. да Нола. Вилланелла. В. проникла и в др. страны; во Франции в 16 в. возникла ее нац. разновидность с текстом из 5 более коротких строф, посв. пастушеской жизни. В 19 в. название В. или villanesca порой давали инстр. пьесам в характере крестьянского танца и в размере 6/8 (Г. Берлиоз, Э. Шабрие, П. Дюка). |
|
Музыкальный словарь ver16