на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЗАБЕЛА (по мужу - Врубель) Надежда Ивановна [20 III (1 IV) 1868, Каунас - 21 VI (4 VII) 1913, Петербург] - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано). В 1891 окончила Петерб. консерваторию, пению обучалась у Н. А. Ирецкой и О. О. Палечека. Впервые выступила в спектакле студентов консерватории в 1891, исполнив партию Леоноры в опере «Фиделио». Совершенствовалась у М. Маркези в Париже, где выступала в концертах с А. Г. Рубинштейном. По возвращении работала в оперных театрах - в Киеве (в труппе И. Я. Сетова), Тбилиси, Харькове. Сезон 1895-96 пела в Петерб. частной опере С. П. Соколова, где с успехом исполнила партию Гретель в опере «Гензель и Гретель» Хумпердинка (первая пост. на рус. сцене). Расцвет творч. деятельности З. связан с её выступлениями на сцене Моск. частной оперы С. И. Мамонтова (1897-1902). Здесь З. создала глубоко поэтич., волнующие муз.-сценич. образы во мн. рус. и зарубежных операх. Особенно близки ей были героини опер Н. А. Римского-Корсакова: Ольга («Псковитянка»), Панночка («Майская ночь»), Снегурочка, Волхова. С самим композитором, высоко ценившим дарование З., певицу связывала долгая творч. дружба. З. была первой исполнительницей партий Веры («Боярыня Вера Шелога»), Марфы («Царская невеста»), Царевны-Лебедь; царевны Ненаглядной Красы («Кащей бессмертный»), написанных композитором в расчёте на её голос и яркую артистич. индивидуальность. В 1904-11 работала в труппе Мариинского театра, но выступала в спектаклях редко (из-за болезни мужа, художника М. А. Врубеля, и смерти сына). Последние неск. лет жизни выступала в концертах. Исполняла произв. русский композиторов, в основном Римского-Корсакова, который посвятил ей романсы «Ещё я полн, о друг мой милый» и «Нимфа». Голос З. отличался красивым серебристым тембром, лирич. мягкостью, эмоцион. насыщенностью. Артистка обладала безупречным чувством стиля, исключит. музыкальностью, тонким вкусом. Среди партий: Антонида; Горислава («Руслан и Людмила»), Иоланта, Татьяна; Мария («Мазепа»), Маша («Дубровский»), Тамара, Мими; Недда («Паяцы»), Маргарита; Джульетта («Ромео и Джульетта»), Эльза («Лоэнгрин»), Елизавета («Тангейзер»), Дездемона, Виолетта, Микаэла и др.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЗА..

ЕГОРОВ

ЕГУДИН

ЕЛИНЕК

ЕЛЬЦИН

ЕНИШТА

ЕРЁМИН

ЕРЕВАН

ЖАДУЛЬ

ЖАКОБС

ЖГАНЕЦ

ЖДАНОВ

ЖЕНЕВА

ЖЕРБИН

ЖЕРДЕР

ЖИЛЯЕВ

ЖИРКОВ

ЖИСЛИН

ЖОЛИВЕ

ЖУРБИН

ЗАГИБА

ЗАГРЕБ

ЗАДОРА

ЗАМАРА

ЗАНТЕН

ЗАРИНЬ

ЗАТАКТ

ЗВЕРЕВ

ЗЕДНИК

ЗЕНФЛЬ

ЗЕФРИД

ЗЕХТЕР

ЗИЛОТИ

ЗИМРОК

ЗИРИНГ

ЗОБИАН

ЗОНТАГ

ЗОРИНА

ЗУБЦОВ

ЗУСМАН

Музыкальный словарь ver16