на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЗАТАКТ (итал. anacrusi, франц. anacrouse, нем. Auftakt, англ. upbeat). 1) Начало муз. произведения со слабого времени. В простых размерах З. обычно не превышает половины такта. В сложных размерах З. может начинаться и с относительно сильной доли и занимать более половины такта. З. образуется также внутри муз. произведения, перед к.-л. частью или построением, если предшествовавшее ему муз. построение заканчивается на сильном времени этого такта. Образование З. связано с метрич. структурой мелодии, в основе которой лежит ямбич. (в широком понимании) стопа, т.е. переход от слабого времени к сильному. Поэтому тактовая черта в такой стопе располагается в середине мотива, перед его сильной долей. Начинающиеся с З. одночастные муз. произв. или части циклич. сочинений обычно завершаются неполным заключит. тактом, который в сумме с З. образует целый такт, уравновешивая этим форму муз. произведения. Традиц. школа теории музыки придерживалась того взгляда, что в основе муз. формы вообще и соединения её элементов в частности лежит хореич. принцип, т.е. переход от сильного времени к слабому. В связи с этим до нач. 19 в. различался короткий и долгий З. Короткий З. считался всего лишь «приставкой» к начальному такту, поэтому произв. с таким З. завершались полным тактом. В случаях же, когда в мелодии имелся долгий З., такой такт рассматривался, как неполный. Обычно для его заполнения принимались специальные меры, напр. расширение начального мотива, сохранение долгого З. только в мелодии при начале сопровождающих голосов с предшествующей сильной доли, иногда - заполнение «недостающей» сильной доли паузой. С нач. 19 в. от такого заполнения отказались. В противовес прежним представлениям Ж. Ж. де Моминьи в 1806 указал на основополагающее значение затактовости при образовании мотивов и построении формы. Его идея была развита представителями функциональной школы во главе с X. Риманом. Последний выдвинул ямбический принцип структуры музыкальной формы, начиная с её первичного эмбриона, отвечающего формуле т.е. переходу от слабого времени к сильному. Эта теория верно указала на значение для муз. развития ямбич. импульса, однако она также оказалась односторонней, отвергая наличие интонаций (мотивов) хореич. структуры или допуская их лишь как исключение. В действительности эти два начала в музыке практически равноправны и дополняют друг друга. 2) Предупредительный жест (взмах; рус. также ауфтакт) дирижёра перед началом исполнения, сосредоточивающий внимание музыкантов; равен одной доле такта. Непосредственно предшествует следующей заполненной музыкой доле, независимо от того, является ли она ударной. В хоровой практике одновременно указывает, что певцы должны произвести вдох перед началом исполнения.

(Источник: Музыкальная энциклопедия в 6 тт., 1973-1982)
ЗА..

ЖАДУЛЬ

ЖАКОБС

ЖГАНЕЦ

ЖДАНОВ

ЖЕНЕВА

ЖЕРБИН

ЖЕРДЕР

ЖИЛЯЕВ

ЖИРКОВ

ЖИСЛИН

ЖОЛИВЕ

ЖУРБИН

ЗАБЕЛА

ЗАГИБА

ЗАГРЕБ

ЗАДОРА

ЗАМАРА

ЗАНТЕН

ЗАРИНЬ

ЗВЕРЕВ

ЗЕДНИК

ЗЕНФЛЬ

ЗЕФРИД

ЗЕХТЕР

ЗИЛОТИ

ЗИМРОК

ЗИРИНГ

ЗОБИАН

ЗОНТАГ

ЗОРИНА

ЗУБЦОВ

ЗУСМАН

ЗЫБЦЕВ

ЗЫКИНА

ИВАНОВ

ИЗАМОВ

ИЛЛИКА

ИЛЮХИН

ИМАНОВ

Музыкальный словарь ver16