Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЧАСТУШКА, припевка, коротушка, - жанр русского фольклора, сложившийся к 70-м гг. 19 в. Термин ввёл в литературу Г. И. Успенский. Истоки Ч. - игровые и плясовые припевки, "сборные" хороводные песни, скоморошьи прибаутки, юмористич. канты и гор. песни. Ч. свойственны злободневность тематики, афористичность, неожиданность метафор и рифм, напевно-речитативный тип мелодики, импровизация на основе устойчивых метрич. и мелодич. формул. Существует много разновидностей Ч.; наиб. распространённая - страдания. Традиц. лирико-бытовая тематика, как правило, связана с конкретным историч. временем. Социально-политич. мотивы пронизывают Ч. революц. времени. Характерная поэтич. форма Ч. - монострофа из двух 15-слоговых стихов (строк), которым в мелодии соответствуют 2 предложения. Ч. поются соло, чаще диалогически (в сопр. балалайки, жалейки, гармони, под пляску), двух- или многогол. хором. Применяется подражание звучанию инструмента ("Ч. под язык"): Частушка "под язык". Псковская область. Жанр Ч. претворён в поэзии А. А. Блока ("Двенадцать"), С. А. Есенина ("Песнь о великом походе"), В. В. Маяковского ("Частушки"). В музыке жанр Ч. широко использован в творчестве Р. К. Щедрина (опера "Не только любовь"; "Озорные частушки" для орк. и др. соч.). В вок. и хор. соч. к Ч. обращались Г. В. Свиридов, В. А. Гаврилин. Многочисленны комп. обработки и стилизации Ч. ("Пойду-выйду к быстрой речке" Поликарпова). . Рус. частушки. Сб., М., 1956 (сост. С. Аксюк и В. Боков); Рус. частушки, страдания, припевки. [Сб. 2], Л., 1961 (сост. Н. Л. Котикова); Частушка, М. - Л., 1966. М. Фраёнова. |