на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА по происхождению связана с культурой прибалтийско-фин. народов. Древнейшие формы муз. фольклора - заговоры, причитания, байки, пастушьи переклички. наиб. значительная его часть - однопол, рунические песни (см. Руны) - трудовые, календарио-обрядовые, семейно-обрядовые, лирические, лиро-эпические. По жанровым и стилистич. признакам различаются северноэст. (характерен жанр т. н. качельных песен) и южноэст. (распространены пастушьи песни) рунические традиции. Стилистически обособлен фольклор этиич. группы сету, у которой бытует многоголосие. С 17 в. в Эстонии развиваются т. н. песни переходной формы, имеющие признаки как древних рунических, так и поздних, т. н. новых нар. песен с рифмованным стихом. Распространение последних со 2-й пол. 19 в. связано с изменением историч. условий в Эстонии (зарождение капиталистнч. отношений, развитие гор. культуры). Для них характер ны куплетная форма, мажорные, реже минорные напевы широкого диапазона с функционально-гармонич. основой, преим. муж. традиция исполнения. Среди древнейших инструментов: щипковый 5 - 7-струн. канне ль, смычковый 3 - 4-струн. хийуканиель; духовые - карьяпасун, сарв, вилепилль. С 16 в. распространена эст. волынка - торупилль, с 18 в. - скрипка, с 19 в. - многострун. каннель, гармоника, партитив; на этих инструментах исполняются гл. обр. танц. наигрыши (лабаялавалас полька, рейнлендер). Свадебная руническая песня. Северная Эстония. Со 2-й пол. 18 в. начало развиваться светское любительское музицирование, в религ. крестьянских общинах - многогол. пение хоралов, приобщавшее певчих к мажоро-минорной ладовой счетеме. Подъём культуры во 2-й пол. 19 в. связан с ростом нац. самосознания. Просветители-демократы (Ф. Р. Фельман, Ф. Р. Крейцвальд и др.) сыграли существ, роль в возникновении эст. фольклористики. В 1857 - 61 издан эст. нац. поэтич. эпос "Калевипоэг" (сост. Крейцвальд). Муз. фольклор записывали также А. Томсон, М. Хярма, с 1904 - О. Каллас. Начало проф. музыке в Эстонии положили патриотич. хор. песни А. Кунилейда на сл. Л. Койдула (1869). Мн. эст. музыканты (в т. ч. Кунилейд, Томсон) получили образование в учительской семинарии Я. Цимэс в г. Валга. С 1869 в Тарту, а затем в Таллинне (с 1896) стали проводиться всеэст. певч. праздники, положившие начало этой традиции в Финляндии, Латвии, затем в Литве. В 1865 основаны любительские театр. -певч. общества "Ванемуйие" в Тарту и "Эстония" в Таллинне, затем и в др. городах. В 1885 - 94 филолог и комп. К. А. Херман издавал первый эст. муз. журн. "Laulu ja mangu lent". На рубеже 19 - 20 вв. мн. эст. музыканты учились в Петерб. конс. (в частности, у Н. А. Римского-Корсакова): М. Хярма, К. Тюрнпу, Р. Тобиас, А. Капп, А. Лемба, М. Людиг, М. Саар, К. Креэк, позднее - X. Эллер н др. В 1900 А. Л яте основал в Тарту первый эст. симф. орк. (любительский). С 1908 в Тарту регулярно проходили симф. концерты под упр. Ю. Аавика, Ю. Симма, с 1913 - в Таллинне под упр. Р. Кулля. В 1906 при обществах "Ванемуйпё" и "Эстония" открылись проф. театры. Первая нац. опера - "Дочь Лемйиту" Л. Лембы (1908). Автором первых в Э, м. произв. крупных форм стал Р. Топкас (орк. увертюра "Юлий Шпарь" - 1896, кантата "Иоанн Дамаскин" - 1897, оратория "Послание Ионы" - 1909). Эст. композиторы в 1905 -1-й пол. 1920-х гг., оставаясь в русле позднего романтизма, разрабатывали новые приёмы письма (соч. Тобиаса, Эллера, атональные произв. Саара); в хор. музыке комп. М. Саар, К. Креэк стремились к синтезу нац. элементов с совр. средствами выразительности. Среди муз. деятелей этого периода - пианист и комп. А. Лемба, пианист Т. Лемба, валторнист Я. Тамм (все трос - профессоры Петерб. конс.), певицы П. Брем-Юргенсон и А. Тамм. На фронтах Гражд. войны выступали А. Лемба, скрипач Э. Сырмус. Революц. события отразились в симф. поэмах "Могилы" А. Каппа (1917), "Эпизод из времени революции" X. Эллера (1917). В февр. 1918 была провозглашена Эстонская Республика. В 1919 открыты Таллиннская конс. и Тартуское высшее муз. уч-ще. В 1921 учреждён Союз эст. певчих, руководивший проведением певч. праздников и издававший жури. "Muusikaleht" (1924 - 40). В 1926 основан свмф. оркестр Эст. радиовещания. В 1930 создан Союз эст. рабочей музыки, входящий в Интернационал рабочей музыки в Веке (объединил 12 обществ в разл. эст. городах). Ведущими композиторами и педагогами были А. Капп и X. Эллер. Выдвинулись комп. Э. Тубин (в дальнейшем крупнейший эст. симфонист) и Э. Оя. Гл. обр. хор. музыку писали наряду с Сааром и Креэком Ю. Аавик, Т. Вэттик, Р. Пяте, Э. Вырк. Первая репертуарная эст. опера - "Викерцы" Э. Аава (1928). Среди исполнителей этого периода: певцы К. Отс, Т. Куузик, Э. Маазик, О. Лунд, пианисты Б. Луки, А. Клас, Т. Коха, О. Роотс (также дирижёр), скрипачи X. Аумере, В. Алумяэ. Среди музыковедов: П. Рамул, Л. Нойман, Эл. Арро, К. Лейхтер, фольклористы X. Тампере, Ю. Цейгер. После провозглашения Сов. власти в Эстонии в 1940 были организованы Филармония, Дом кар. творчества, оргкомитет СК во главе с X. Эллером. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 мн. эст. музыканты работали в Ярославле, объединившись в гос. художеств. ансамбли. С 1944 возобновили работу муз. учреждения, в т. ч. симф. оркестр Эст. радиовещания (с 1975 - Гос. симф. орк. Эст. ССР); с 1947 регулярно проводятся возобновлённые всеэст. певч. праздники (более чем с 30 тыс. участников каждый), школьные и студенч. певч. праздники. Одно из ведущих мест в Э. м. традиционно занимает хор. песня (Эд. Арро, Р. Валгре, Т. Вэттик, А. Каринди, Б. Кырвер, Р. Пяте, Г. Эрнесакс и др.). В хор. жанре продолжают писать М. Саар и К. Кр"эк. Э. Капп выступил как автор первых эст. сов. опер "Огни мщения" (1945), "Певец свободы" (1950). Первый эст. балет "Домовой" Тубина был пост. в 1943. Поставлены также опера "Берег бурь" Эрнесакса (1949), балеты "Калевипсэг" Э. Каппа (1948), "Тийна" Л. Аустер (1955). Первая эст. сов. оперетта - "Румму Юри" Л. Нормета н Эд. Арро (1954). Продолжили творч. деятельность Л. Капп и X. Эллер (крупнейший эст. муз. педагог). Появились произв. 8 разных жанрах - В. Каппа, В. Рейманна, X. Лепнурма, А. Гаршнека, Э. Мяги. Со 2-й пол. 1950-х гг. Э. м. значительно обновляется в отношении муз. языка и жанрового состава. Достигает расцвета инстр. Э. м. (соч. Э. Тамберга, в т. ч. "Concerto grosso", 1956; симф. и инстр. концерты Я. Ряэтса; соч. X. Юрисалу, в т. ч. "Три эст. танца", 1956; также соч. А. Пярта, М. Куулберга, Л. Сумеры, В. Рейманна, Б. Парсаданяна, Э. Мяги, X. Отсы, А. Пыльдмяэ). Для этого периода характерно стилевое и жанровое многообразие. Появляются оперы Э. Каппа ("Зимняя сказка", 1958; "Рембрандт", 1975), Э. Тамберга ("Железный дом", 1965; "Сирано де Бержерак", 1975; "Парение", 1983), В. Тормиса ("Лебединый полёт", 1966). Л. Нормета ("Грушевое дерево", 1973), Р. Кангро ("Жертва", 1981); балеты Э. Тамберга ("Балет-симфония", 1959; "loanna tentata", 1971), М. Куулберга, А. Пыльдмяэ, Л. Сумеры, кантата-балет В. Тормиса ("Эст. баллады", 1980); произв. кантатно-ораториального жанра Э. Тамберга ("Лунная оратория", 1962), Я. Ряэтса (декламаторий "Карл Маркс", 1964), В. Тормиса ("Заклятие железа", 1972), кантаты Я. Кохи, К. Синка, Л. Сумеры и др.; кам. -вок. произв. В. Тормиса, К. Синка, Л. Нормета. Для Э. м. 60-х - нач. 80-х гг. характерно обращение к древнейшим слоям нац. фольклора, в частности в форме хор. обработки; главой т. н. фольклорного направления в хор. музыке (А. Маргусте, Т. Лепик и др.) является В. Тормис. В кам. -инстр. и эстр. музыке достигнут синтез эстр. -джазового стиля с нац. интонац. строем (У. Найссоо, В. Оякяэр). Среди известных исполнителей: хор. дирижёры - нар. арт. СССР Г. Эрнесакс, нар. арт. Эст. ССР К. Аренг, О. Оя, А. Юлеоя, А. Ратассепп, В. Лаул, X. Кальюсте, засл. арт. Эст. ССР Т. Калыосте; симф. дирижеры - нар. арт. СССР Э. Клас, нар. арт. Эст. ССР Р. Матсов, К. Раудсепп, П. Лилье; певцы - нар. арт. СССР Г. Отс, Т. Куузик, X. Крумм, А. Кааль, М. Войтес, нар. арт. Эст. ССР И. Кууск, М. -И. Пальм, Т. -Э. Майсте, У. Таутс; пианисты - нар. арт. Эст ССР X. Сепп, К. Рандалу, засл. арт. Эст. ССР Р. Раннап; скрипачи -игр. арт. Эст. ССР В. Алумяэ, Ю. Геррец; органисты - нар. арт. Эст. ССР X. Лепнурм, Р. Уусвяли. Среди музыковедов: А. Вахтер, Л. Нормет, М. Хумал, Т. Ярг, М. Вайтма, И. Юриссон, фольклористы X. Тампере, У. Кольк, И. Рюйтел. За рубежом работают композиторы Э. Тубин, Ю. Аавик, Р. Той, А. Пярт; дирижёр Н. Ярви; певец Н. Пылд; пианистка К. Ларетей. В Эст. ССР Функционируют (1988): Эст. театр оперы и балета "Эстония" (с 1949), театр "Яанемуйне", Гос. симф. оркестр Эст. ССР (1975), Филармония, Гос. академич. муж. хор Эст. ССР (1944), смет, хор Эст. радио и ТВ (1946), Таллиннский кам. хор (1962), Кам. хор Эст. филармонии (1981), ансамбль старинной музыки "Hortus music us" (1977), квинтет дух. инстр. (1942, с 1975 - им. Я. Тамма), многочисл. самодеятельные, в т. ч. детские, хоры; фольклорно-этиографич. ансамбли ("Леэгаюс" и др.); СК; Таллиннская конс. и средняя муз. школа. 2 муз. уч-ща (Таллинн, Тарту), св. 30 муз. школ.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Э..

ТИБЕТСКАЯ МУЗЫКА

ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА

УЗБЕКСКАЯ МУЗЫКА

УЙГУРСКАЯ МУЗЫКА

ФИНЛЯНДИИ МУЗЫКА

ХАКАССКАЯ МУЗЫКА

ЦАНИ ДЕ ФЕРРАНТИ

ЦЕРКОВНАЯ МУЗЫКА

ЦЕРКОВНАЯ СОНАТА

ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА

ЦЫГАНСКАЯ МУЗЫКА

ЦЫГАНСКИЙ РОМАНС

ЧЕРНЫ-СТЕФАНЬСКА

ЧУВАШСКАЯ МУЗЫКА

ЧУКОТСКАЯ МУЗЫКА

ШВЕЙЦАРИИ МУЗЫКА

ШМИДТ-ИССЕРШТЕДТ

ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА

ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР

ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА

ЮГОСЛАВИИ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16