на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЭТОС (греч. обычай, нрав, характер) - термин др.-греческой этики, эстетики и педагогики, обозначающий сущностный характер к.-л. физического, морального или эстетич. явления. Учение об Э. - один из осн. разделов антич. муз. теории, трактующий музыку как средство этнко-воспитат. воздействия на человека. Традиция такого понимания музыки коренится в др. -греч. мифологии, представлена в лирич. поэзии (Терпандр, Алкей, Сапфо, Пиндар). Её элементы прослеживаются также у пифагорейцев. С кон. 5 в. до н. э. формировалось герменевтическое учение, приписывавшее определ. Э. муз. ладам (напр., дорийский характеризовался как мужественный и серьёзный; фригийский - экстатический, неуравновешенный; лидийский - грустный, жалобный и т. д.), а также ладовым наклонениям, стопам, инструментам, голосам (Дамон, Платон, Аристотель). В эллинистич. эстетике такой подход получил дальнейшее развитие (Плутарх) и вместе с тем стал объектом эпикурейской и скептической критики (Филодем, Секст Эмпирик). Коррелятом понятия Э. в антич. традиции была категория патоса (от греч. лйОос, - страдание, страсть, возбуждение), обозначавшая изменения в предмете, происходившие под влиянием внешних факторов, а также сильное душевное переживание, волнение. Нередко противоположность между Э. и патосом рассматривалась как стилистическая, напр. в риторике (Дионисий Галикарнасский, Псевдо-Лонгин, Квинтилиан). Антич. учение о муз. Э. оказало влияние на позднейшую европ. эстетику и теорию музыки, отозвавшись, напр., в герменевтич. трактовке средневековых ладов, в аффектов теории 17 - 18 вв.
Античная музыкальная эстетика, вступит. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Aberl H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Suss W Ethos. Sludien lur ilteren griechischen Rhetorik, Lpz., 1910 (Diss.); Schmidl J.. Ethos. Beitrge zum antiken Wertepipfinden, Borna, 1941; Anderson W., Ethos and education in Greek music. The evidence of poetry and philosophy, Camb. (Mass.), 1968; см. также лит. при ст. Аффектов теория.
Г. Ю. Шестаков.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Э..

ШАНО

ШАРП

ШВЕН

ШЕВЕ

ШЕЙН

ШЕЙТ

ШЕНК

ШПИС

ШПОР

ШЮТЦ

ЭГГЕ

ЭЗГИ

ЭКЛС

ЭНДЕ

ЭНДИ

ЭНКЕ

ЭРАР

ЭРВЕ

ЭРХУ

ЭТЮД

ЮДИН

ЮХОВ

ЯЛАС

ЯРВИ

ЯРОН

ЯХИН

Музыкальный словарь ver16