Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЭТОС (греч. обычай, нрав, характер) - термин др.-греческой этики, эстетики и педагогики, обозначающий сущностный характер к.-л. физического, морального или эстетич. явления. Учение об Э. - один из осн. разделов антич. муз. теории, трактующий музыку как средство этнко-воспитат. воздействия на человека. Традиция такого понимания музыки коренится в др. -греч. мифологии, представлена в лирич. поэзии (Терпандр, Алкей, Сапфо, Пиндар). Её элементы прослеживаются также у пифагорейцев. С кон. 5 в. до н. э. формировалось герменевтическое учение, приписывавшее определ. Э. муз. ладам (напр., дорийский характеризовался как мужественный и серьёзный; фригийский - экстатический, неуравновешенный; лидийский - грустный, жалобный и т. д.), а также ладовым наклонениям, стопам, инструментам, голосам (Дамон, Платон, Аристотель). В эллинистич. эстетике такой подход получил дальнейшее развитие (Плутарх) и вместе с тем стал объектом эпикурейской и скептической критики (Филодем, Секст Эмпирик). Коррелятом понятия Э. в антич. традиции была категория патоса (от греч. лйОос, - страдание, страсть, возбуждение), обозначавшая изменения в предмете, происходившие под влиянием внешних факторов, а также сильное душевное переживание, волнение. Нередко противоположность между Э. и патосом рассматривалась как стилистическая, напр. в риторике (Дионисий Галикарнасский, Псевдо-Лонгин, Квинтилиан). Антич. учение о муз. Э. оказало влияние на позднейшую европ. эстетику и теорию музыки, отозвавшись, напр., в герменевтич. трактовке средневековых ладов, в аффектов теории 17 - 18 вв. Античная музыкальная эстетика, вступит. очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева, М., 1960; Aberl H., Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz., 1899; Suss W Ethos. Sludien lur ilteren griechischen Rhetorik, Lpz., 1910 (Diss.); Schmidl J.. Ethos. Beitrge zum antiken Wertepipfinden, Borna, 1941; Anderson W., Ethos and education in Greek music. The evidence of poetry and philosophy, Camb. (Mass.), 1968; см. также лит. при ст. Аффектов теория. Г. Ю. Шестаков. |
|
Музыкальный словарь ver16