Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
АВАРСКАЯ МУЗЫКА. Вок. и инстр. творчество аварцев отличается яркой самобытностью при наличии мн. локальных "диалектных" стилей. Преобладают натуральные минорные лады, больше всего - дорийский. Распространён 2- и 3-дольный метр. Один из характерных размеров - 6/8; встречаются сложные и смешанные размеры. Специфич. жанр аварских муж. эпико-героич. песен (кьалул кучИдул) отличается трёхчастной структурой мелодии, в которой крайние части выполняют роль вступления и заключения, а в средней (речитативного склада) излагается осн. содержание поэтич. текста. Типичный жен. жанр - лирич. песня (рокьул кечИ). Для жен. манеры вок. исп. характерна "горловое" пение. Преобладает сольное пение с инстр. сопр.; встречаются также унисонное ансамблевое (жен. дуэт) и хор. (муж.) пение с эпизодич. бурдонным 2-голосием, в старинных лирич. песнях - диалогическая манера пения. Маршевые и танц. мелодии исп. как самостоят. произв. Среди инстр.: струнные - тамур, или пандур (щипковый), и чагана (смычковый); духовые - лалу (с одинарным язычком) и лалаби (парный язычковый); ударные - саргас (большой медный таз, типа гонга), кали (односторонний барабан С деревянной мембраной) и черхер (погремушка типа систра). Широко распространены гармоника, баян, аккордеон, балалайка, гитара. Жен. пение часто сопровождается бубном. Традиц. инстр. ансамбль - зурна и барабан. Носители песенного творчества аварцев в прошлом - ашуги (шаэр, кочьохан). Среди мастеров нац. песенного искусства Аварии кон. 19 - нач. 20 вв. - певицы Анхил Марин, Лишат Араканская, певцы Омар Арашев из Игали, Магомед Абасил из Чирката. Первые записи нар. А. м. были сделаны во 2-й пол. 19 в. рус. певицей Л. И. Кармалиной. Первые публикации аварского муз. фольклора принадлежат Г. А. Гасанову (использовал нар. мелодии в своих произв.). К А. м. обращались также С. А. Агабабов, Н. С. Дагиров, Ш. Р. Чалаев. Среди нац. композиторов-мелодистов - Ахмед Цурмилов. Среди исполнителей нар. А. м.: П. Нуцалова, М. Гасанова, М. Дибиром, Д. Асадулаев, Р. Магомедов. Гасанов Г., Джемалов М., Мотивы дагестанского танца, Махачкала, 1927; [Гасанов Г.]. Аварские песни, в кн. Дагестанские нар. песни, М., 1959; его же, Песни аварцев, в кн.: Традиция в современность, Махачкала, 1977. М. А. Якубов. Героическая песня. Запись Г. Гасанова. |