Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
АЗБУКА МУЗЫКАЛЬНАЯ - др.-рус. теоретич. пособия (в т. ч. по изучению нотации). Название возникло в 18 в. Ранние (с 15 в.) А. м., включающие перечень крюковых знаков (см. Крюки), входили составной частью в певч. рукописи. В 17 в. появились А.м. нового типа, содержащие "толкование" певч. значения, изложение способов исполнения знамён. Тогда же возникли сб. попевок (кокиэ) - кокизники и фиг - фитники. До сер. 17 в. А. м. излагали систему беспометной знаменной нотации. Большинство из них было анонимно. В 17 в. появились авторские труды. Наиб. значительные: "Ключ знаменный" Христофора (1604), "Извещение о согласнейших пометах" Александра Мезенца (1668, излагается система киноварных помет и признаков). В кон. 17 в., когда входит в употребление пятилинейная нотация, возникает особый тип А. м. - двоезноменник, в котором муз. образцы изложены параллельно крюковой и пятилинейной нотацией ("Ключ" Тихона Макарьевского является осн. пособием этого рода). А. м. создавались по всем видам др.-рус. нотаций (столповой, путевой, демественной). С введением в певч. практику пятилинейной нотации появились разл. списки, своего рода А. м., объясняющие данную систему фиксации муз. текста. Успенский Н. Д., Др.-рус. певч. искусство, 2M.; 1971; Бражников М., Др.-рус. теория музыки, Л., 1972. Азбука. Рукопись 1-й пол. 16 в. |