Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
АЛФАВИТ МУЗЫКАЛЬНЫЙ [греч., от назв. двух первых букв греч. алфавита - (альфа) и (бета, новогреч. вита) ] - буквенная система обозначения муз. звуков. Наиболее ранняя др.-греч. буквенная нотация (буквы греч. и финикийского, затем только греч. алфавитов) существовала примерно от 3 в. до н. э. до 10 в. н. э. В период раннего средневековья в Зап. Европе возникла и наравне с др.-греческой применялась лат. буквенная нотация. Диатонич. звукоряд в объёме двух октав (А-а) обозначался буквами ABCDEFGabcdefgaa; позднее он был дополнен снизу звуком соль большой октавы, обозначавшейся буквой Г. II ступень осн. звукоряда применялась в двух видах: высокая (си) - В durum (лат. - твёрдое) имела квадратное начертание; низкая (си-бемоль) - B mollis (лат. - мягкое) - округлое начертание. Со временем звук си стал обозначаться лат. буквой Н. После 12 в. буквенная нотация была вытеснена невменной (см. Невмы) и квадратной нотацией, однако в 14-18 вв. она применялась в орг. и лютневых табулятурах. К ней восходит и совр. А.М. Буквенная и слоговая системы обозначений диатонического звукоряда. Для записи хроматич. звуков к буквам прибавляются слоги: is - диез, es - бемоль, isis - дубль-диез, eses - дубль-бемоль. Звук си-бемоль обозначается буквой b, звуки ми-бемоль и ля-бемоль - es и as. В странах англ. языка звук си обозначается буквой b, диез - словом sharp, бемоль - flat, дубль-диез - double sharp, дубль-бемоль - double flat. Звуки разных октав имеют следующие обозначения: до большой октавы - С. до малой октавы - с. до первой октавы - с1 или с'. до второй октавы - с2 или с". до третьей октавы - с3 или с'". до четвёртой октавы - с4 или с"". до пятой октавы - с5 или с'"". до контроктавы - С1 или 'С. ля субконтроктавы - A2 или "А. Для обозначения тональностей к буквам добавляют слова - dur (мажор) и moll (минор), причём для мажора применяют прописные буквы, для минора - строчные (это различие сохраняется и при сокращённой записи - С вместо C-dur, с вместо c-moll). С введением линейной нотной системы А. м. утратил своё значение и сохранился в муз. теории как вспомогат. средство записи; он применяется также для сокращённой записи аккордов в лёгкой музыке. См. также Пометы. М. И. Катунян. |