Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
АРМЯНСКАЯ НОТОПИСЬ, новоармянская нотопись, - безлинейная система нотации. Разработана А. Лимонджяном (1813). Высотные отношения обозначаются с помощью 7 знаков, начертания и названия которых заимствованы из хазового письма (см. Хазы). Расположенные последовательно, они образуют ведущий в арм. (и ближневост.) монодич. музыке миксолидийский звукоряд натурального строя. По древней традиции I ступень звукоряда - d1, по более новой - с': Муз. система в целом - диатонич. звукоряд в объеме ок. 2,5 октавы (от g или а до с3 или d3). Точка или тире под знаком обозначают звуки, отстоящие соответственно на октаву вверх или вниз от тонов осн. ряда (перенос на 2 октавы вниз не применяется, а на 2 октавы вверх - лишь 2 тонов, под знаками которых прибавляют 2 точки). При исп. муж. голосами весь ряд звучит октавой ниже. В А. н. применяется также знак альтерации, ставящийся над знаками высоты и обозначающий повышение звуков диатонич. ряда на 1/2 тона (иногда- меньше чем на 1/2 тона). Пониженные звуки в записи заменяются расположенными на тон ниже повышенными. Точный смысл знака альтерации определяется гласом, к которому относится мелодия, или конкретным гласовым контекстом того или иного её фрагмента. В системе А. н. действуют принципы парного деления осн. длительностей, а также деления трёхдольных длительностей на три равные части. Для фиксации метроритмич. стороны монодии применяются особые знаки: они ставятся над знаками высоты или (для обозначения пауз) независимо от них. За основу группировки длительностей принята метрическая единица, равная четвертной ноте. В группе одинаковых длительностей ритмич. знак проставляется один раз вначале. В 19 - нач. 20 вв. с помощью А. н. записано неск. десятков тысяч песен - светских и духовных, армяно- и тюркоязычных. Н. К. Тагмизян. |