Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
БИЕНИЯ (англ. beats, франц. battement, нем. bichwebungen) - периодические изменения громкости, возникающие при интерференции звуковых волн (взаимодействии при их сложении) в случаях неточной настройки унисона, а также при неточных унисонах, образуемых обертонами осн. тонов др. интервалов. Частота Б. равна разности частот образующих унисон звуков (напр., при 440 и 437 герц - 3 Б. в секунду). При этом обычного расщепления унисона на 2 звука не происходит и воспринимается некий средний по высоте звук. С учётом Б. ведётся настройка темпериров. интервалов. Б. используются как тембровый эффект, напр. при настройке ряда регистров в органе, аккордеоне, баяне, электромуз. инстр.; они придают звукам нек-рое сходство с певч. голосом, звучанием скрипок при исполнении вибрато. Явление Б. было использовано Г. Гельмгольцем для объяснения свойств консонанса и диссонанса. Гельмгольц Г., Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа для теории музыки, [пер. с нем.], СПБ, 1875; Муз. акустика, под ред. Н. А. Гарбузова, М., 1954. |