Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА - способ записи муз. текста или отображения к. -л. его особенностей посредством цифр (см. Нотация). Возможность применения Ц. с. связана со значением числовых соотношений в звуковых структурах. По Ц. с. обозначаются ступени, а также интервалы: 1 - прима, 2 - секунда и т. д. (традиц. система). В Ц. с., применённой С. И. Танеевым для разработки теории подвижного контрапункта, отражается число секундовых шагов в интервале: О - прима, 1 - секунда, 2 - терция и т. д., а в теории додекафонии - количество полутонов: 0 - прима, 1 - м. секунда, 2 - б. секунда и т. д. Аккорды обозначаются как по Ц. с. (римской цифрой указывается ступень - высота осн. тона аккорда, арабскими - его структура), так и по буквенно-цифровому функциональному принципу (см. таблицу в ст. Функции тональные). Ц. с. широко применялась в табулатуре, генерал-басе, ныне используется при обучении игре на некоторых инструментах, для обозначения метроритмич. соотношений, напр, тактового размера, особых видов ритмического деления. В электронной музыке с помощью цифр записываются основные параметры музыкальных звуков - частота, динамика, продолжительность. См. также Мелопласт. |