Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДЕКЛАМАЦИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от лат. declamatio - упражнение в красноречии) - 1) способ муз. воплощения словесной речи в вок. произведении. Музыка обладает большими возможностями дм передачи интонац. стороны речи (восходящим и нисходящим речевым интонациям могут соответствовать восходящие и нисходящие ходы вок. мелодии, речевым акцентам - музыкальные), как правило, она отражает структурное членение словесного текста. Определ. значение для Д. м. имеют особенности нац. языка, использование прозаич. или поэтич. текста. Речевая интонация не знает лада, музыкальная - имеет ладовую природу. Отсюда различия их выразительности и возможностей организации. Тенденция к наиб. точному воспроизведению речи, речевой декламации в вок. музыке имеет давнее происхождение (напр., stile representative в соч. членов Флорентийской камераты), однако особенно ярко она проявилась в 19-20 вв. в творчестве А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, Р. Шумана, X. Вольфа, К. Дебюсси и др. композиторов. Одну из совр. форм декламац. пения (нем. Sprechgeiang, Sprechstimme - речь-пение) применяли в своих соч. А. Шёнберг и А. Берг. Отклонения от правильного произнесения текста в вок. музыке могут возникнуть при переводе оригинального текста вок. произв. на др. язык. В последнем случае, чтобы не возникали декламац. погрешности, существует экзиритмич. перевод на др. язык оперного либретто, текста вок.-симф. произв., романса. 2) То же, что мелодекламация. Васина-Грссман В. А., Музыка и поэтич. слово, ч. 1 -3, М., 1971-1978. |