Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДИВЕРТИСМЕНТ (от франц. divertissement, букв. - развлечение) - 1) муз. произв. развлекательного характера (первонач. сборник таких произв.). Известны с 17 в. - как инстр., так и вокальные. С 18 в. Д., как, правило, инстр. многочастные произв. для кам. ансамбля или оркестра, а также для одного инструмента (Й. и М. Гайдны, Л. и В. А. Моцарты в др.). Соединяет в себе черты сонаты и сюиты, близок серенаде, кассации, ноктюрну. В 19 в. утрачивает своё значение, превращается в жанр, аналогичный попурри (обычно на заимствованные темы). В 20 в. Д. возрождается (В. Барток, И. Ф. Стравинский и др.). Термин "Д." применяется также для балетной сюиты. 2) Дополнит. эпизоды из балетных, а иногда и вок. номеров, исполняемые между актами спектакля или в конце его. Могут составлять единое развлекат. представление (с сюжетом осн. представления не связано). Появились в комедии-балете 17 в. (Мольер), лирических трагедиях, операх-балетах, комических операх 17 -18 вв. (Ж. Б.Люлли, Ж.Ф. Рамо, К. В. Глюк), а также в многоактных операх и балетах более позднего времени. 3) Представления нар.-бытового характера в России нач. 19 в., включавшие песни, танцы, разговорный диалог (К. Л. Кавос, С. И. Давыдов и др.). 4) Свободная интермедия в фуге (в заруб. муз. теории). |