Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДОДЕКАФОНИЯ (от греч.- двенадцать и - звук) - один из видов комп. техники 20 в., метод сочинения музыки, при котором вся ткань произв. выводится из двенадцатизвучной серии. Избирая для произв. серию, композитор устанавливает определ. систему высотных связей, к-рая в тональной музыке определялась бы ладовой структурой мажора или минора. Д. возникла на почве т. н. свободной атональности. Эстетич. смысл применения техники Д. - достижение конструктивного единства и логич. связности при отсутствии тональных отношений. Предшествующий Д. "метод констант" (постоянное повторение одной и той же звуковой ячейки как средство достижения связности в произв.) поначалу применялся в качестве добавочного конструктивного элемента ("Веберн-группа" cis-c-e во вступлении к квартету Веберна, 1905), затем основного и, наконец, единственного (Grundgestalt; серия). Соединившись со сменившей 12-ступенность 12-тоновостыо высотной системы, где сопоставляются уже не представленные своим осн. тоном аккорды (как бы "микротональности"), а отд. звуки (своеобразное возобновление техники punctus contra punctum), принцип повторяющейся звукогруппы и привёл к созданию серийно-двенадцатитонового метода сочинения, т. е. к Д. По-видимому, первое произв., написанное в одном из вариантов техники Д., - внеопусная "Орк. пьеса № 1" Веберна (1913) (серийный анализ - У. Макензи): Предформы додекафонией техники - свободная 12-трновость (песни ор. 3 Веберна, 1908-09; песни ор. 15 Шёнберга, 1908-09), 12-тоновые ряды (у А. Верга, 1912), "синтетаккорды" Н. А. Рославца (1913), "гармония 12 тонов без удвоений" Н. Обухова (1914-16), "закон 12 тонов". И. М. Хауэра (1919), 12-тоновый тематизм у Ф. X. Клайна (1921). Метод собственно Д. (серийно-двенадцатитоновой композиции) был теоретически разработан и воплощён А. Шенбергом (впервые - фп. сюита, ор. 25,1921-23). Д. используется мн. совр. композиторами. См. Серийная техника. Денисов Э., Додекафония в проблемы совр. комп. техники, в сб.: Музыка и современность, в. б, М., 1969; Когоутек Ц., Техника композиции в музыке XX в., [пер. с чет.], М., 1976; Холопов Ю., Кто изобрел 12-тоновую технику?, в сб.: Проблемы истории австро-нем. музыки, М., 1983; Golab М., Dodekafoaft. Studia nad tepria i kompozycja piermzej potbwy 20 wieku, Budgosicz, 1987. |