Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДРЕВНЕГО РИМА МУЗЫКА. Древнерим. художеств. культура складывалась под разл. влияниями, обусловленными как преемственностью традиций (этрусские; греч., эллинистич.), так и широтой границ Римского гос-ва (с кон. 3 в. до н. э. по 5 в. н. э.). Сведения о Д. Р. м. довольно скудны. Раннерим. культура была относительно более самостоятельной: существовали бытовые муз.-поэтич. жанры (песни триумфальные, свадебные, застольные, поминальные), воен. музыка исполнялась на трубах, рогах; известно о напевах салиев и "арвальских братьев" (рим. коллегии жрецов; лат. salii - прыгуны, плясуны). С 5 в. до н. э. становятся характерной ориентация Римского гос-ва на греч. искусство (заимствование мифологии, мотивов, ввоз предметов искусства, с 1 в. до н. э. - греч. б-к, до 1 в. в риторских школах обучение на греч. яз.). Как и в Греции, распространилось пение поэтич. произв. (оды Горация, эклоги Вергилия, поэмы Овидия) в сопр. тибии, кифары. Среди др. инструментов - разновидности арфы и лиры, гидравлос, кимвалы. По сравнению с греческим др.-рим. искусство утратило демократичность и приобрело зрелищно-развлекательный характер (музыка цирковых, театр. представлений, публич. концерты виртуозов, выступления музыкантов из вост. и европ. стран, с кон. 1 в. н. э. "капитолийские состязания" поэтов, певцов и инструменталистов, основанные имп. Домицианом). Существ. роль в развитии инстр. музыки принадлежала театр. пантомиме, исполнявшейся танцором-солистом в сопр. хора и большого инстр. состава. Увлечение музыкой в ее гедонистич. понимания привело к расцвету любительства у рим. знати; имп. Нерон ввёл "греч. состязания", где сам выступал как певец и кифаред. Известные музыканты эпохи Римской империи - Анаксенор, Тигеллий, Менекрат, Месомед, Терпний, Диодор. Христианство принесло с собой культуру, в известном смысле противостоящую "языческой" культуре рим. празднеств, концертов, состязаний. Сведения о Д. Р. м. начиная со 2 в. сочетаются со сведениями о раннехрист. музыке. Грубер Г., Всеобщая история музыки, М., 1965; Ливанова Т. Н,, История зап.-европ. музыки до 1789 г., т. 1, М., 1983; Fleischhsuer G, Etrurien und Rom, Lpt, 1964 (Musikgeschichte in Bildern, Bd 2, Lfg. 5); Wille C, Muttca Romanа. Amst, 1967. |