Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДУХОВНЫЙ СТИХ - жанр рус. муз.-поэтич. творчества, основывающийся на религ. образности. Д. с. имеет много разновидностей, среди которых выделяют 2 традиции - устную в письменную. К устной относятся: 1) древнейшие по временя возникновения Д. с., тексты которых связаны с нар; мифологией и апокрифич. литературой Др. Руси, а музыка родственна сев. былинам; 2) фольклорные Д. с. 19-20 вв., находящиеся в русле лирич. песенности; 3) сектантские Д. с. того же времени, стилистически неоднородные и отличающиеся от фольклорных. К письм. традиции принадлежат древнейшие (с 15 в.) книжные "покаянные" и "умилительные" Д. с., текст которых всходит из церк. гимнографии, а напев подчиняется законам знаменного распева; постепенно в "покаянные" стихи проникала в светские, историч. сюжеты, а их мелодика образовала самостоят. стилистич. пласт. Старообрядческие Д..с. частично сохраняют традицию "покаянных", но большая часть их представляет собой слияние старых в новых элементов - знаменного распева, виршевой поэзии, кантов, крест. и гор. песенности. Нередко образцы письм. традиции переходили в фольклор, а фольклорные записывались нотами или крюками. Бессонов П., Калыки перехожие. Сб. стихов..., ч. 1-2, в. [1-6], М., 1861-63; Веселовский А. -И., Разыскания в области рус. духовных стихов, в(1)-6, СПБ, 1879-89 (Записки ИАН, приложение); Богатенко Я., Напевы вар. стихов и псальм, в кн.: Сб. работ Этнография, секции ГИМН, в. 1, М., 1926. |