Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДИЕС IRAE (диес ире, лат. - день гнева) - ср.-век. секвенция. Авторство текста приписывается Томмазо да Челано (ум. 1256). i. входит в реквием в Италия с 14 в., во Франции с кон. 15 в.; полифонич. обработки григорианского напева появились после Тридентского собора (1545-63). После 1700 в D. i. обычно использовался только словесный текст секвенции; наметилась тенденция трактовать эту часть как драм. кульминацию реквиема (Дж. Легренци. А. Лотти, И. К. Бах, М. Гайдн). В Реквиеме Моцарта D. i. - циклич. композиция (текст членится по содержанию в зависимости от смены аффектов), состоящая из контрастных по характеру, тональности и динамике частей с Lacrimosa в роли лирич., скорбной кульминации. В 19-20 вв. мелодия ср.-век. секвенция часто используется в нелитургич. соч., напр. в "Фантастич. симфонии" Берлиоза, "Плясках смерти" Листа, Сен-Санса, "Canti Cti prigionia" Даллапикколы, симф. "Манфред" Чайковского, сюите "Из средних веков" Глазунова, ряде произв. С. В. Рахманинова ("Рапсодия на тему Паганини" для фп. с орк.), Н. Я. Мясковского, Д. Д. Шостаковича. Нек-рые соч., озаглавленные D. i., не содержат ни текста, ни мелодии секвенция ("Военный реквием" Бриттена, "D. i" Пендерецкого). |