Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ДА CAPO (да капо; итал., букв. - от головы; сокр. D. С.) - 1) обозначение в нотах, предписывающее повторить пьесу (часть формы) с начала или от определ. знака до конца (итал. al fine) или до знака (итал. al segno). 2) Распространённый в музыке 17-18 вв. вид точной репризы (выписанной или невыписанной в нотах). Принцип D. С. подготавливался в мессах 15-16 вв., где повторение муз. построения ("Osanna") обусловлено текстом, в танц. музыке (в сюитах последование одноим. танцев с повторением первого). Тип арии D. С. существовал в ранних образцах оперы (впервые у А. Ф. Тенальи). И. С. Бах многообразно трактует принцип D. С.: в его соч. функция и масштабы повторяемой части различны (вступление в арии No 2 из "Кофейной кантаты", BWV 211; экспозиционная часть в прелюдии из "Англ. сюиты No 2" a-moll, BWV 807), однако она всегда заключает в себе осн. муз. мысль. Позднее D. С. - гл. обр. принадлежность сложной 3-частной формы с трио. Протопопов Вл. В., Принципы муз. формы И. С. Бах", М., 1981. |