Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФАНТАЗИЯ (от греч. - воображение) - инструментальный (реже вокальный) жанр, характеризующийся свободой построения, отходом от принятых композиц. схем. По происх. Ф. восходит к традициям исполнит. импровизации 16-17 вв. В 1-й пол. 17 в. Ф. близки к ричеркару, канцоне, каприччо. Позднее для Ф. характерно чередование разделов полифонич. и гомофонного склада. В 18 в. наиб. широкое распространение Ф. получила в сфере клавирного и орг. творчества (фантазии для орг. И. С. Баха, для клавикорда - К. Ф. Э. Баха, для фп. - В.А. Моцарта). Ф. обычно выполняли функции вступит. частей в циклических формах и имели характер прелюдии (Партита No 3 а-moll для клавира, орг. "Фантазия и фуга" g-moll И. С. Баха, Фантазия с-moll Моцарта, предваряющая сонату с-моии, и др.). Особым вниманием жанр Ф. пользовался у композиторов-романтиков, синтезировавших в нём элементы разл. муз. форм и жанров. Фантазии для фп. "Скиталец" Шуберта, f-moll Шопена, C-dur Шумана представляют собой свободно трактованные циклические или сонатные формы; Ф. для фп. Листа на темы из оперы "Доя Жуан" Моцарта, "Фантазия на темы рус. нар. песен" для скр. с орк. Римского-Корсахова трактуются как виртуозные конц. пьесы, тематич. материал которых подвергается свободному вариац. развитию (см. Вариационная форма). Иногда в Ф. романтиков подразумевается к.-л. программа (см. Программная музыка). В это же время большое распространение получила симфоническая фантазия и другие близкие к Ф. жанры (парафраза, рапсодия, симфоническая поэма). Сохраняя основные композиц. принципы (импровизационность, вариационность, синтез разл. форм, программность), к жанру Ф. обращаются и композиторы 20 в. (Фантазия для скр. и фп. Шёнберга, "Фантазия-бурлеска" для фп. Мессиана и др.). В.П. Чинаев. |