Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФИНАЛ (итал. finale, от лат. finis - конец) - заключительная часть сценического (оперы, балета) или инстр. циклич. произведения. Смысловая функция Ф. - завершение, подытоживание предшествующего развития. Особые муз.-жанровые разновидности образовали Ф. опер и сонатно-симфонич. циклов (см. Циклические формы). Оперный Ф. - большая ансамблевая (или хоровая массовая) сцена, завершающая всю оперу или её отд. акт. Первые образцы - в лирической трагедии; как драматургич. центр действия окончательно сложился в итал. опере-буффа в 18 в. Сквозным характером развития Ф. противостоял номерной структуре акта (состоявшего из речитативов, арий, дуэтов и т. д.) и способствовал симфонизации оперы. Как последняя часть сонатно-симф. цикла, обладающая типичными жанровыми чертами, Ф. утвердился в инстр. кам. и симф. музыке Й. Гайдна и В. А. Моцарта. Как правило, Ф. отличался быстрым темпом, живым, радостным характером, танцевальностью, типичными формами (рондо, рондо-соната, реже вариации), иногда использованием фольклорного материала или наличием программной основы. Итоговое значение Ф. в цикле может подчёркиваться использованием в нём тематизма предыдущих частей. В 19-20 вв. симфонич. Ф. находит новые, нетрадиц. решения (напр., хоровой Ф. 9-й симф. Бетховена, театрализованный Ф. симф. "Ромео и Джульетта" Берлиоза, Ф. в медленном темпе 6-й симф. Чайковского). |