Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФОНИЗМ (от греч. - звук) - окраска, характер звучания гармонич. интервала, аккорда (в т. ч. с неаккордовыми звуками) самих по себе, независимо от их тонально-функционального значения. Термин "Ф." ввёл Ю. Н. Тюлин. В песне "Ты мой покой" Шуберта (см. пример) 2-й аккорд фонически имеет мягкую (moll) минорную окраску (es=3, g=5, c=l). Взаимодействие с его тонально-функциональным значением (мажорная тоника с осн. тоном Es и со скрытодиссонантным тоном сексты) создаёт романтич. выразит. эффект (в связи со словом "покой"). Ф. определяется структурой аккорда (созвучия), его интерваликой, расположением, регистром, длительностью, инструментовкой и др. факторами, а не его отношением к тональному центру (напр., в ср. части Песни Индийского гостя из оперы "Садко" аккорды мажорной и минорной ладовой окраски при отсутствии функционального контраста образуют яркий ладово-фонич. контраст). См. также Аккорд, Сонорика. Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3М., 1966; Григорьев С. С., Теоретич. курс гармонии, М., 1981; Назайкинский Е. В., Звуковой мир музыки, М., 1988. Ю. Н. Холопов. |