Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФРИГИЙСКАЯ КАДЕНЦИЯ, фригийский каданс (нем. phrygischer СчиуВ), - 1) особый вид заключит. каденции в музыке 17-18 вв.; остаточный элемент модального фригийского лада. Характеризуется поступенным движением баса от I ступени гармонич. минора к V (сходно с плагальным кадансом на V ступени): Корелли. Concerto grosso op. 6 No 3, Grave. (См. также 2-ю часть (такты 36-39) 1-го Бранденбургского концерта Баха.] В тональной системе гармонии Ф. к. приравнена к автентической каденции минора и наз. также фригийским оборотом натурального минора. К Ф. к. относят и гармонизацию нисходящего мелодич. хода от 1 ступени к 5 (по Н. А. Римскому-Корсакову, Ф. к. 1-го рода): 2) В сов. музыкознании Ф. к. иногда называют также особую последовательность в груз. музыке, основанную на противодвижении двух голосов к унисонному или октавному устою с ходом верх. голоса на полутон вниз: Мравал Жамиер". Римский-Корсаков Н. А., Практич. учебник гармонии, 13М., 1924; Асланишвили Ш. С., Гармония в нар. хоровых песнях Картли и Кахети, М., 1978. М. В. Карасёва. |