Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФРОТТОЛА (итал. frottola - нар. песенка, выдумка, шутка, болтовня; от frotta - толпа, гурьба) - жанр итальянской светской песни нар. происх., популярный в кон. 15-16 вв. Название получил от соответствующей поэтич. формы (наз. также barzelletta), состоящей из 4-строчной репризы (рифмовка abba, реже abab; выполняла в тексте роль рефрена) и неск. строф по 6 или S строк (рифмовка cdcdda, cdcddeea). К Ф. относится обширная группа светских песен, сходных по муз. стилистике, но различающихся по структуре поэтич. текста (strambotto, капитоло, ода, сонет и др.), а отсюда и по муз. строению. В 1504-1514 О. Петруччи опубликовал 11 сборников таких песен. Ф. предназначались для карнавалов, гор. празднеств, театральных представлений и исполнялись на улице, в домашней обстановке, а также при дворах. Тексты Ф. гл. обр. любовно-лирические или на основе нар. сюжетов и образов; использовались нар. поэтич. формы, а также стихи Горация, Овидия, Л. Полициано, П. Бембо, Ф. Петрарки. Среди композиторов, работавших в жанре Ф., - Б. Тромбончино, М. Кара, Жоскен Депре (под именем Ж. д'Асканьо), X. Изак. Кара. Фроттола. обычно 4-голосны; типичен гомофонно-гармонич. склад с главенством верх. голоса. Примечательно более свободное по сравнению с церк. музыкой обращение с диссонансами, вызванное, как предполагают, влиянием нар. многоголосия. Муз. формы, весьма разнообразные, представляют собой "слепки" с форм поэтических: в них отражается членение текста, расположение рифм, строго соблюдается размер стиха. В сборниках Петруччи даны также образцы музыки без словесного текста с примечанием "Modo de cantar sonetti", означающим пригодность для любого итал. сонета. В 16 в. Ф. была вытеснена мадригалом и вилланеллой, преемственно с ней связанными. Т. Н. Дубравская. |