Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФУНКЦИИ ЛАДОВЫЕ - муз. -смысловые значения элементов лада (звуков и созвучий). Подобно тому, как понятие лада обобщает все виды и типы ладов, Ф. л. - также общее понятие, обозначающее системность муз. -смысловых звуковысотных связей, но не закреплённое за к. -л. одной из конкретных ладовых систем (напр., неправомерно отождествлять Ф. л. с функциями тональными классич. мажорно-минорной системы). Систематика Ф. л. тесно связана с историей лада и его форм. Наиб, ранние Ф. л. откристаллизовались в древней монодии. Процесс первоначальной дифференциации звуков мелодии на устой и неустой и формирования многообразных звукорядов (см. Роды интервальные), по-видимому, совпадает с зарождением Ф. л. как категории муз. мышления. Устой на данном этапе закрепляется как развёртывающаяся во времени простая самотождественность унисона (возвращение к устою-звуку даёт его повторение; отношение унисона - 1:1). С развитием определ. ладово-организов. звукорядов реорганизуется и система Ф. л., обогащаясь теми или иными видами функций модальных (устой-финалис во взаимодействии с интервально выверенными неустойчивыми опорами лада - реперкуссой, вспомогательными или проходящими мелодич. неустоями). Освоение ладовых отношений кварты (4:3) и квинты (3:2) приводит к объединению их в одноврем. звучании (см. Органум), а возникновение многоголосия порождает Ф. л. принципиально иного типа, организующие отношения тонов внутри созвучия и Связи созвучий (аккордов). Сложение мажорно-минорной тональности (3) как высокоорганизов. типа лада означало кристаллизацию особого рода Ф. л. - тональных функций (Т, D, S и т. д.). Дальнейшее развитие лада в 20 в. связано с использованием таких системных функций, как центральное созвучие, центральный тон и др. Ю. И. Холопов. |