Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ФУНКЦИИ ПЕРЕМЕННЫЕ - гармонич. значения тонов и аккордов в их местном тяготении не к осн. тонике, а к к. -л. местному центру. Термин ввёл Ю. Н. Тюлин. Др. название - функции местные (в противовес центральным; термины И. В. Способина). Проявления Ф. п. (схемы): А. Римский-Корсаков. "Сказание о невидимом Граде Китеже и деве Февронии", цифра 343, такты 10 - 12. Шуберт. Симфония C-dur, 4-я часть (схема). С. Б а х. Увертюра №3 для оркестра, ария (схема). Прообраз идеи Ф. п. - в учении Ж. Ф. Рамо ("имитация каденции", т. е. подражание двучлену D - Т на др. ступенях лада, напр. VI - II - V - I). Теория Ф. п. разработана Тюлиным (1937). Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, М., 31966; Григорьев С., Теоретич. курс гармонии, М., 1981. Ю. Н. Холопов. |