Музыкальный словарь: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
Музыкальная энциклопедия: 
А.. 
Б.. 
В.. 
Г.. 
Д.. 
ЕЁ.. 
Ж.. 
З.. 
И.. 
Й.. 
К.. 
Л.. 
М.. 
Н.. 
О.. 
П.. 
Р.. 
С.. 
Т.. 
У.. 
Ф.. 
Х.. 
Ц.. 
Ч.. 
Ш.. 
Щ.. 
Ы.. 
Э.. 
Ю.. 
Я..
| ГАЛУППИ (Galuppi) (прозван Буранелло, Buranello) Бальдассаре (1706-85) - итальянский композитор. Занимался в конс. "Инкурабили" в Венеции у А. Лотти. С кон. 1720-х гг. его многочисл. оперы ставились в городах Италии, затем в Лондоне (Г. работал здесь в 1741-43). С 1748 пом., в 1761-85 капельмейстер собора Сан-Марко в Венеции и директор конс. "Инкурабили". В 1765-68 придв. капельмейстер в Петербурге. Среди учеников - Д. С. Бортнянский. В творч. наследии Г. осн. место занимает опера. Г.- один из крупнейших мастеров оперы-буффа. Среди лучших - оперы на либр. К. Гольдони (пост. в Венеции): "Лунный мир" (1750), "Деревенский философ" (1754). Г. принадлежат также оперы-сериа, в т. ч. "Покинутая Дидона" (1741, Модена), "Король-пастух" (1758, Милан). Для Петербурга написал оперу "Ифигения в Тавриде" (1768), в которой наметились реформаторские тенденции поздней итал. оперы-сериа. Автор ораторий, кантат, церк. музыки, инстр. произв. В клавирных сонатах Г. проявляются черты раннеклассич. сонатной формы. Крунтяева Т., Б. Галуппи, в её кн.: Итал. комич. опера 18 в., Л., 1981; Delia Cone А., В. Galuppi..., Siena, 1948; Wiese n d к., Studien zur Opera seria von B. Galuppi, v. 1-2, Tutzing, 1984; Galupiana 1985. Studi e ricerche, Pirenze, 1986., |