Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГЕМИОЛА (от греч. - полуторный) - полуторная пропорция ритмич. деления (2:3 или 3:2). В др.-греч. теории составляла один из родов рациональных соотношений длительностей - пеонический. Теория болт. нар. музыки трактует Г. как прибавление к счётной единице длительности, равной её половине, что образует "хромой ритм". Г. в зап.-европ. мензуральной нотации - сопоставление обоих видов ритмич. деления длительностей - на 3 (перфектное) и на 2 (имперфектное); записывалась цветными нотами в чёрной нотации, зачернёнными - в белой. Напр.: В тактовой системе термином "Г." обозначают 2-дольные мотивы в 3-дольных тактах; часто встречаются в скерцо, вальсах. Принцип Г. действует и в смеш. размерах - 5-, 7-, 11-дольниках. И. Глинка. "Вальс-фантазия". |