Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГЕНЕРАЛ-БАС (нем. Generalbafi, букв. - общий бас), basso сонтинуо (бассо континуо, итал.- непрерывный бас), цифрованный бас (итал. basso numerate), - басовый голос с цифрами (обозначающими созвучия), на основе которого исполнитель строит аккомпанемент. Цифры, стоящие над или под басовой строчкой, указывают на те диатонич. интервалы от баса, которые составляют специфику созвучия (терция, а также квинта в трезвучии не обозначаются): 6-секстаккорд, 6/4 -квартсекстаккорд, 7 - септаккорд, - его обращения. Знаки альтерации относятся лишь к цифре, возле которой они стоят Хроматич. повышение, наряду с диезом, обозначается также перечеркиванием цифры Условность записи дает исполнителю-органисту (клавесииисту) свободу в выборе деталей фактуры, т. е. подразумевает элемент импровизации. С. Бах. Соната для 2 скрипок н цифрованного баса, 3-я часть. Оригинал. То же, в расшифровке Л. Ландсхоффа. -б. как тип сопровождения сложился в Италии во 2-й пол. 16 в., когда аккомпанемент был ещё необязательным, но уже желательным элементом исполнения полифонич. соч. Необходимость аккомпанемента - отражение новых муз.-эстетич. устремлений в кон. 16 в., выдвинувших, в частности, идею солйрования; она воплотилась в новом типе композиции с Г.-б., где взаимодействуют один или неск. ведущих мелодич. голосов и многогол. сопровождение. Распространение Г.-6. связано с развитием гомофонии в европ. музыке кон. 16- сер. 18 вв. ("эпоха Г.-б."). Сочетание в композициях с Г.-б. полифонии и гомофонии характеризует стиль муз. барокко. Образцы Г.-б. встречаются у К. Монтеверди, Г. Шютца, Г. Пёрселла, А. Корелли, А. Вивальди, Ж. Ф. Рамо, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др. Пособия по Г.-б. как учению о построения и соединении аккордов частично совпадали с ранними учениями о гармонии. Следы учения о Г.-б. сохранились в цифровках, применяющихся во мн. учебниках гармонии. Цифровой способ записи аккомпанирующей партии возродился в джазе и эстр. музыке. М.И.Катунян. |