Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГЕРМЕНЕВТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (греч. - разъясняю) - учение об истолковании содержания муз. произведения. Г. м. получила распространение как отрасль музыкознания с нач. 20 в. (термин введён в 1902 Г. Кречмаром). В процессе становления совр. Г. м. выделяется неск. этапов, обнаруживающих переход от установления аналогий между элементами муз. языка и внемуз. символами и схемами (космологическими, математическими, теологическими, психологическими - см. Этос, Аффектов теория) к попыткам расшифровать муз. смысл как внепонятийный и многозначный художеств. образ, раскрывающийся в исторически и психологически изменчивом сознании слушателя. В романтич. муз. критике подчёркивалась неоднозначность содержания муз. произв., по-разному воспринимаемого разл. слушателями (по аналогии с содержанием поэтич. произв.). Г. Кречмар и А. Шеринг, в противовес муз.-эстетич. взглядам Э. Ганслика, пытались обосновать методы выявления скрытой лит. программы муз. соч. Во 2-й пол. 20 в. под влиянием философской герменевтики развивается т. н. новая Г. м. (К. Дальхауз и др.), к-рая, претендуя на роль универсальной муз.-эстетич. концепции, решает теоретич. проблемы муз. истории, соотношения формы и содержания, ценности и оценки музыки на основе идей о неотрывности муз. содержания от сознания. При этом в качестве важного материала исследованию подвергается история суждений о музыке. |