Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГЕТЕРОФОНИЯ (от греч. - другой и - звук) - древнейший склад музыкальный, промежуточный между методический и полифоническим. Осн. признаки: одноврем. звучание вариантов одной мелодии без функционального различения голосов; неустоявшийся характер соотношения импровизируемых голосов и созвучий; преобладание прямого и параллельного движения с перекрещиваниями голосов, обычно в узком диапазоне, с синхронным произнесением слогов в вок. образцах. Чаще всего встречается в виде эпизодич. отклонений от унисона; иногда изложение неодноголосно от начала до конца, и очертания мелодии угадываются в совокупности линий. Сохраняется поныне в архаич. слоях фольклора некоторых европ. народов, а также в вост. музыке. К Г. относятся начальные формы проф. полифонии (органум, гимель). Общность с Г. ощутима в подголосочной полифонии (последней, в отличие от Г., свойственны: неодинаковые функции голосов, их полифонич. развитость, выработанность высотно-гармонич. отношений). На основании признака совмещения мелодич. вариантов к Г. иногда причисляются некоторые фактурные явления в музыке кон. 19-20 вв. (напр., в соч. К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского многогол. пласты, движущиеся подобно мелодии). Троицкая песня "Цi ты бувала, тройца". Из сборника З. В. Эвальд "Песни белорусского Полесья" (М., 1979). |