Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГЛОСЫ (испан. glosas) - 1) тип украшений (орнаментальных формул) в испан. инстр. музыке 16-18 вв. (преим. орг. и клавирной). Впервые систематизированы в трактате Томаса де Санкта-Мария (1565). От мелизмов отличаются большей ритмич. точностью и бесконечным многообразием мелодич. форм; Г. занимают всю длительность украшаемой ноты. Исполнитель заучивал Г., изобретал свои и вводил их во время игры (импровизации). Иногда Г. записывались композитором, и тогда пьеса получала наименование Г. 2) Общее наименование орнаментальных украшений, введённое Д. Ортисом ("Трактат о глосах", 1553). 3) Инстр. произв. 16-17 вв., созданные на основе вок. полифонич. первоисточников (светских или церк.) с применением техники глосирования (варьирования). 4) Вариации на фабордон (см. Фобурдон). После изложения 4-гол. фабордона следовали 3 глосиров. варианта, в которых варьировались поочередно сопрано, бас и ср. голоса. |