Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ - один из распевов рус. церк. музыки. Наиб. ранние его записи известны со 2-й пол. 17 в.; встречаются преим. в Обиходе в южнорус. Ирмологионах (см. Ирмологий) в записи столповой (си. Знаменный распев. Крюки) в 5-линейной нотациями. Репертуар Г. р. составляют вседневные песнопения: литургии и ряд песнопений пасхального цикла ("На реках Вавилонских" в др.). В кон. 17 - нач. 18 вв. появились многогол. обработки Г. р. Г. р. подчинён системе осмогласия, для него характерны простота и лаконизм мелодии, симметричный ритм, варьированные повторы строк в муз. композиции, Д. В. Разумовский, В. М. Металлов, И. И. Вознесенский связывали появление Г. р. на Руси с приглашением в Москву в 1656 константинопольского дьяка Мелетия "со товарищи" для обучения царских и патриарших певчих. Кондак Пасхе. Рукопись конца 17 в. Вознесенский И., О церк. пенни правосл. греко-российской церкви. Большой знаменный роспев, К., 1887; его же, Осмогласные распевы трех последних веков правосл. рус. церкви, ч. 3, К., 1893. |