Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ХАУЭР (Hauer) Йозеф Маттиас (1883 - 1959) - австр. композитор, теоретик. Независимо от А. Шёнберга разработал 12-тоновую систему композиции (см. Додекафония) на основе т. н. учения о тропах - 44 шестизвучных группах, составляющих мелодико-гармонич. основу произведений. Также создал звукоцветовую концепцию мелоса. Ранние произв. написаны под влиянием атональной музыки Шёнберга; с 1919 X. применял только технику тропов, стремясь к созданию "универсального" муз. языка, понимавшегося им как "космич. игра с 12 тонами". Творчество X. получило признание с 1960-х гг. Гос. пр. Австрии (1955). Кам. -сценич. оратория Превращения (1927), кантата Путь человечества (1934); для фп. (фисгармонии) и струн. инстр. - Nomos (1912, 1913,1919); для фп. - Атональная музыка (1920 - -22), 12-тоновая игра [св. 1000 пьес для фп. (фисгармонии) в 2 и 4 руки или для кам. орк. ]. Vom Wesen des Musikalischen, Lpz. - W., 1920; нов. изд. под ред. В. Соколовски, В. - Lichterfelde, 1966; Deutung des Melos, Lpz. - W. - Z., 1923; Vom Melos zur Pauke, W. - N. Y., 1925, [нов. изд. - 1967); Zw61ftontechnik. Die Lehre von den Tropen, W., 1925, 21953, и др. Szmolyan W., J. M. Hauer, в изд.: Osterreichische Komponisten des XX Jahrhunderts, Bd 6, W., 1965; его же, Neue Literatur iiber J. M. Hauer, "OMz", 1973, Bd. 28. |