Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ХОРЕЗМСКАЯ ТАБУЛАТУРА, хорезмская танбурная нотация, - вид. вост. нотной письменности для танбура. X. т. создал в 1880-х гг. Мирзабаши П. Н. (Камил Хорезми), использовавший элементы нотации Сафи ад-Дина и Махмуда аш-Ширази (13 в.). Фрагмент макома "Дугох". Расшифровка И. А. Акбарова и запись в хорезмской нотации. т. - читаемая справа налево таблица с 18 горизонтальными линиями (по числу ладов на грифе танбура) и точками над и под ними, указывающими высоту, число повторяющихся звуков, а также направление удара плектра. Х. т. с записями макомов и нар. песен имеют большую историч. ценность; расшифровкой X. т. занимались В. А. Успенский, В. М. Беляев, И. Р. Раджабов, И. А. Акбаров. Романовская Е. Е., Музыка Хорезма, всё кн.: Статьи и доклады. Записи муз. фольклора, Таш., 1957; Беляев В., Очерки по истории музыки народов СССР, 1. 1, М., 1962; Раджабов И. Р., К истории нотной письменности на Востоке, "Обществ, науки в Узбекистане", 1962, № 10; Садоков Р. Л., Муз. культура древнего Хорезма, М., 1970. |