Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ХЭППЕНИНГ МУЗЫКАЛЬНЫЙ, хепенинг музыкальный (англ. happening, букв. - случающееся, происходящее), - театрализованное музицирование в рамках авангардизма. Для X. м. характерны игровые акции музыкантов-исполнителей, близкие т. н. драме абсурда и, в общей форме, обусловленные указаниями композитора: Первые X. м. (У. Бёрда, Г. Брехта, Дж. Кейджа и др.) в кратких сценках воплощали идею "смерти искусства". Они были направлены против традиционных типов муз. произв. и исполнительства и одноврем. против сложившихся социальных условий. Позднее X. м. создавались как масштабные театр. концепции ("Оригиналы" Штокхаузена, 1961). М. Кагель развил для обоснования своих опытов концепцию "инстр. театра". В 1970-х гг. на основе X. м. возникли "мультимедиа-процессы" (идея превращения действительности в "иск-во", а искусства - в "действительность") и т. н. энвайронменты (англ, environment - окружающая среда). Напр., в соч. "В поисках утраченной тишины" Кейджа (1978) движутся в 3 направлениях поезда, заполненные пассажирами, которые играют на муз. инструментах, ловят транзисторами радиопередачи, поют и т. п. (этот X. м. был реализован в Италии). Т. В. Чередниченко. |