Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ИЗОРИТМИЯ (от греч. - равный и - размеренность соразмерность, ритм) - принцип композиции в мотете 14-15 вв., выражающийся в остинатном проведении ритма, независимого от звуковысотной линии (термин нем. муз. теоретика Ф. Людвига). Как правило, ритмич. остинато помещается в теноре. Повторяемая ритмич. фигура (голья) никогда не равна по протяжённости повторяемому звену звуковысотного остинато (колору), поэтому длительности тальи при каждом повторении приходятся на разные высоты. И. коренится в модальной ритмике 13 в. (см. Ордо). И. всех голосов называют "пан-И." (напр., мотет Г. де Машо "RUINA Tant-Eins"). И. применяется и в 20 в. (напр., полиостинато ритма и высотной линии в одном и том же голосе, фактурном пласте в соч. О. Мессиана). Салонов М. А., Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гильома де Машо, в сб.: Проблемы муз. ритма, М., 1978; Сухомлин И., Техника изоритмии: теория, история, в сб.: Проблемы теории зап.-европ. музыки (XII-XVII вв.), М., 1983. |