на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ИМИТАЦИЯ (лат. imitatio - подражание, копия) - повторение голосом мелодии, непосредственно перед тем исполненной другим голосом (по С. И. Танееву). И. - изначальный принцип муз. организации: интонац. общность голосов (в частности, без их совместного звучания) обеспечивает их единство в любых ладовых и гармонич. условиях. Со временем И. стала формой изложения и развития индивидуализиров. тематич. материала (напр., начало 2-гол. инвенции C-dur Баха). Простая И. отличается от канонической (см. Канон) непродолжительностью имитирования. Осн. характеристики имитации: интервал (соотношение по высоте) и расстояние (по времени) вступления; 1-я показывает, насколько выше или ниже, 2-я - насколько позже имитируемого вступает имитирующий голос.
Имитации бывают: 1) строгие и свободные; в первых сохраняются ступеневая (в точных И. также тоновая) величина интервалов и соотношение длительностей, во вторых - могут быть как интервальные, так и ритмич. изменения; 2) обычные и преобразованные с помощью обращения, увеличения, уменьшения, возвратного движения, а также комбинированные (напр., в увеличении и обращении); 3) простые и двойные или тройные, различающиеся количеством имитируемых мелодий; 4) полные и частичные; в последних имитируется либо звуковысотная, либо (чаще) ритмич. сторона мелодии. - один из древнейших элементов многоголосия; встречается в фольклоре мн. народов. В зап.-европ. проф. искусстве имитац. изложение начало развиваться в раннеполифонич. эпоху и стало преобладающим к 15 в. И. - основа имитац. форм (ричеркар, фуги и др.), широко используется в экспозиц., развивающих (одно из гл. средств разработки) и завершающих (в т. ч. как способ варьирования) разделах полифонич. и гомофонных форм, часто как деталь фактуры.
Соколов Н. А., Имитации на cantus ftrmus, Л., 1928; Скребков С. С, Теория имитац. полифонии, К., 1983. См. также лит. при ст. Полифония.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
И..

ЖУБАНОВА

ЖЮРАЙТИС

ЗАВАЛЛИШ

ЗАЛЫШКИН

ЗАЛЬЗАЛЬ

ЗАПЕВАЛА

ЗАРИЦКИЙ

ЗАРУДНАЯ

ЗАСЕЦКИЙ

ЗАТАЕВИЧ

ЗВУКОРЯД

ЗЕЙНАЛЛЫ

ЗЕЙНАЛОВ

ЗЕЛЬЕНКА

ЗНАТОКОВ

ЗУБИЦКИЙ

ИБН СИНА

ИВАНОВИЧ

ИДИОФОНЫ

ИНАШВИЛИ

ИНВЕНЦИЯ

ИНТЕРВАЛ

ИОГАННИС

ИОГАНСЕН

ИСАКАДЗЕ

ИСМАЙЛОВ

ИСФАХАНИ

ЙЕРСИЛЛЬ

ЙОММЕЛЛИ

ЙОУСИНЕН

ЙОУХИККО

КААМАНЬО

КАБИРОВА

КАБУЛОВА

КАВАТИНА

КАВЯЦКАС

КАДЕНЦИЯ

КАЗБИРЮК

КАЗИМИРИ

Музыкальный словарь ver16