Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ИНТОНАЦИЯ (ср.-век. лат. intonatio, от intono - произношу нараспев, запеваю, пою первые слова) - 1) многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение муз. мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминированного человеческого сознания. Впервые сформулированное Б. В. Асафьевым, это понятие получило дальнейшую разработку в многочисл. трудах советских, а также некоторых заруб. музыковедов. По Асафьеву, И. - носительница муз. содержания (в этом - специфич. отличие музыки, напр., от речи, где гл. смысловая нагрузка лежит на слове, а И. играет вспомогат. роль; вместе с тем несомненна общность происхождения муз. и речевой И.). В марксистско-ленинской эстетике категория И. конкретизирует по отношению к музыке положения об отражат. природе художеств. творчества, его связи с др. видами человеческой деятельности, о социальной обусловленности искусства. В сочинении, практике музицирования, строительстве муз. инструментов, даже мышлении о музыке и т. д. понятие И. охватывает как чисто музыкальные (напр., мельчайший мелодич. оборот, выразит. интервал, исполнит. "тон" музыки), так и непосредственно жизненные явления (напр., эмоциональный тон обыденной речи, тембр и характер звучания голоса как обнаружение определ. психологич. состояния, авторскую индивидуальную эмоциональную окраску "тона" стиха). 2) Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий), гл. обр. на инструментах со свободным и подвижным строем, а также степень акустич. выравненности строя и тембра, напр. орг. труб. 3) Начальная попевка (иниций) мелодии псалма. 4) В григорианская пении исполняемая солистом начальная мелодич. формула, затеи подхватываемая хором. 5) Маленькая орг. прелюдия-настройка (напр., у Л. и Дж. Габриели). Интонация и муз. образ. Статьи и исследования..., под ред. Б. М. Ярустовского, М., 1965; Шахназарова Н., Интонационный "словарь" и проблема народности, М., 1966; Асафьев Б. В., Муз. форма как процесс. Л., 1971; Орлова Е. М.. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике муз. мышления. История, становление, сущность, М., 1984; Б. В. Асафьев и сов. муз. культура (с6.), М., 1986. |