на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



ЖАНР МУЗЫКАЛЬНЫЙ (франц. genre, от лат. genus, род. падеж generis - род, вид; нем. Gattung) - многозначное понятие, характеризующее роды и виды муз. творчества в связи с их происхождением, условиями исполнения и восприятием. Ж. м. как категория отражает осн. проблему музыковедения и муз. эстетики: взаимосвязь между внемуз. факторами муз. творчества (жизненное предназначение музыки, её связь со словом, танцем, др. искусствами) и его внутримуз. характеристиками (тип муз. формы и комп. письма), в конечном счёте, зависящими от внемузыкальных. Ж. м. - одно из важнейших средств художеств. обобщения в музыке. На разных историч. стадиях развития муз. искусства жанровые признаки по-разному соотносятся со стилевыми признаками (см. Стиль музыкальный), то целиком определяя их (в муз. фольклоре), то становясь подчинённым средством выразительности в рамках индивидуального комп. стиля. На первых этапах истории музыки Ж. м. выступал как традиц. художеств. канон, в рамках которого комп. индивидуальность не проявлялась Канонизация норм музицирования всецело диктовалась определ. обществ. функциями музыки (напр., культовыми, церемониальными). В древних пластах муз. фольклора, неевроп. проф. музыке устной традиции, а также ранней европ. проф. музыке Ж. м. определяет тип инструментария, характер исполнения, набор устойчивых мелодич. и ритмич. формул, устойчивых сочетаний музыки и словесного текста, лежащих в основе импровизации. Длительное время (вплоть до 17 в.) в европ. проф. музыке господствовали жанровые критерии оценки проф. мастерства, т. е. прежде всего - ориентация на нормативное соответствие муз. опуса (см. Opus) определ. внешней цели. Опус, вполне отвечавший требованиям Ж. м., не нуждался в детальной нотной записи. И в 18 в. существовала частичная запись произв., расшифровывавшаяся импровизирующими исполнителями по-разному, но в духе общих жанровых норм. В 18 - 19 вв., по мере признания художеств. самостоятельности музыки и возникновения т. н. автономной музыки, свободной от прикладных задач и существующей "ради слушания", а также по мере роста самосознания творч. индивидуальности и возобладания индивидуально-личностного начала в комп. стилистике, опус перестаёт быть только лишь воплощением жанрового типа. Он преобразуется в несводимое к сумме норм, внутренне цельное произведение музыкальное. Одноврем. значительно обогащается и дифференцируется система Ж. м. Если в прикладной музыке сформировались признаки первичных жанров, зависящие от функций, выполняемых музыкой в разл. бытовых, трудовых, обрядовых ситуациях (песенно-танц. жанры, марши и т. п.), то в условиях автономного творчества формируются вторичные Ж. м. (соната, концерт, симфония и т. п.). При этом первичные Ж. м. художественно переосмысляются, становятся, с одной стороны, содержательно-ассоциативными моделями, средствами создания характерного образа (в связи с этим Б. В. Асафьев писал о "маршевости" у Л. Бетховена, "вальсовости" у П. И. Чайковского) и, с др. стороны, исходным моментом индивидуальной работы композитора, фиксирующим его связь с традицией. Однако и признаки вторичных Ж. м. определяют лишь общий абрис оригинального произведения: от родовых характеристик (эпич. или лирич. опера, муз. драма) к характеру отражаемого жизненного материала (комич. или трагич. опера), типу экспрессия (лирич. миниатюра), инстр. составу (струн. квартет). В муз. жизни постоянно возникают новые первичные жанры. К ним на совр. этапе относятся, напр., мн. жанры эстр. музыки. Их характерные признаки, однако, формируются нередко под влиянием проф. вторичных Ж. м.
Цуккерман в. А., Муз. жанры и основы муз. форм, М., 1964; Назайкинский Е., О психологии муз. восприятия, М., 1972, с. 272-283; Сохор А., Эстетич. природа жанра в музыке, в его кн.: Вопросы социологии и эстетки музыки, [т.] 2, Л., 21981; его же, Теория муз. жанров: задачи и перспективы, там же, [т.] 3, Л., 1983. См. также лит. при ст. Опера, Оперетта, Оратория, Кантата, Песня, Романс, Мадригал, Симфония, Квартет, Трио, Соната и др. В. Чередниченко.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
Ж..

АРГЕНТИНЫ МУЗЫКА

АРМЯНСКАЯ МУЗЫКА

АРНОЛЬД ФОН БРУК

БАНГЛАДЕШ МУЗЫКА

БИРЖАМ КОЖАГУЛОВ

БРИНДИС ДЕ САЛАС

БУРЯТСКАЯ МУЗЫКА

БУТОМО-НАЗВАНОВА

ВАЛЛЕК-ВАЛЕВСКИЙ

ВЕЙМАРСКАЯ ШКОЛА

ВЕНЕСУЭЛЫ МУЗЫКА

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ГОНСАЛЕС МАНТИЧИ

ГРЕЧЕСКИЙ РАСПЕВ

ГУБНАЯ ГАРМОНИКА

ДАРВЕШ АЛИ ЧАНГИ

ДОМИНАНТОВЫЙ ЛАД

ДОРИЙСКАЯ СЕКСТА

ЕВРЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ЗАГАДОЧНАЯ ГАММА

ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН

ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ

ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА

ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ

ЗНОСКО-БОРОВСКИЙ

ИНДЕЙСКАЯ МУЗЫКА

ИНДОНЕЗИИ МУЗЫКА

ИППОЛИТОВ-ИВАНОВ

ЙЕМЕНСКАЯ МУЗЫКА

КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА

КАЛМЫЦКАЯ МУЗЫКА

КАМЕРНЫЙ ОРКЕСТР

КВАРТСЕКСТАККОРД

КВИНТСЕКСТАККОРД

КЕРЕКСКАЯ МУЗЫКА

КОЖАГУЛОВ БИРЖАН

КОМИЧЕСКАЯ ОПЕРА

КОНЦЕРТНАЯ ФОРМА

КОРЯКСКАЯ МУЗЫКА

Музыкальный словарь ver16