Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
ЖИГА (франц. gigue; англ. jig; нем. Gigue) - быстрый старинный народный танец кельтского происхождения, сохранившийся в Ирландии. Первоначально Ж. была парным танцем. Пьесы под этим назв. встречаются уже в 16 в. В 17 в. танец стал популярным в странах Зап. Европы. Вивальди. Жига из сонаты (сюиты) для скрипки A- dur. В лютневой музыке Франции 17 в. получила распространение Ж. в 4-дольном размере с одногол. началом и гомофонным или имитац. продолжением. Во французской клавирной сюите в качестве заключит. части представлена Ж. в размерах 3/4,6/4, 6/8, 3/8. В итал. скр. музыке сер. 17 в. для Ж. характерны преобладание гомофонного склада, сглаженный, триольный ритм и широкое применение фигурации, размеры 6/8, 9/8, 12/8. Осн. разновидность нем. Ж. - т. н. фугированная Ж., к-рая сформировалась в творчестве И. Я. Фробергера. Её отличают сложная полифонич. разработка темы, разнообразие размеров (2-дольных, 3-дольных, 4-дольных), введение 2-й части, построенной на обращении осн. темы. Разл. типы Ж. могли сосуществовать даже в творчестве одного композитора (напр., И. С. Баха). Яворский Б., Сюиты Баха для клавира, М.-Л., 1947, с. 26; Друскин М., Клавирная музыка. Л., 1960, с. 22. |