на главную

Музыкальный словарь: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Э.. Ю.. Я..
Музыкальная энциклопедия: А.. Б.. В.. Г.. Д.. ЕЁ.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Щ.. Ы.. Э.. Ю.. Я..



КАДЕНЦИЯ (итал. cadenza, от лат. cadens, род. падеж cadentis - падающий, оканчивающийся), каданс (франц. cadence), - 1) заключит. гармонич. или мелодич. оборот, завершающий муз. построение. К. в музыке 18-20 вв. подразделяются на полные (с окончанием на тонике; могут быть совершенными - Т в мелодич. положении примы, в тяжёлом такте, после доминанты или субдоминанты в осн. виде, а не в обращении - и несовершенными - если хотя бы одво из этих условий не соблюдается), половинные (с окончанием на доминанте, редко на субдоминанте) и прерванные (избегание ожидаемой тоники): По функциональному составу различают К. автентич. (D и Т) и плагальные (S и Т), по местоположению в форме - срединные, заключительные и дополнительные. К., совпадающая с началом следующего построения, наз. вторгающейся. Классификация видов К. принадлежит Ж. Ф. Рамо, который теоретически обосновал систему гармонии через анализ её ядра - автентич. К. В музыке 20 в. смысловой эффект К. может достигаться средствами новой гармонии: С. Прокофьев. Опера "Игрок". См. также Фригийская каденция. Гармонич. типу К. исторически предшествовали монодические К.: в ср.-век. псалмодии - медиация (лат. mediatio, срединная К.) и терминация (лат. terminatio, заключит. К.); в светской музыке позднего средневековья (балладах, эстампи, ле, виреле) - открытая (франц. ouvert, лат. apertum) и закрытая (франц. clos. лат. clausum). де Машо. Ле № 23 ("Ле утешения.). В теории полифонич. многоголосия кон. 15-16 вв. К. назывались клаузулами (лат. clausula, от claudo - замыкать, заключать). Виды клаузул: Структурные функции тонов клаузулы - ультима (последний тон), пенультима (предпоследний), антепенультима (предшествующий предпоследнему тон). Формулы клаузул (сопрановая, или дискантовая, теноровая и др.) сохраняют свои назв. независимо от того, в каких голосах они находятся. 2) К. ("каденционная фермата") - виртуозное соло в вок. пьесе (напр., в оперной арии) или инстр. концерте (напр., у В. А. Моцарта, Л. Бетховена, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича). Первонач. К. импровизировалась исполнителем. Начиная с концертов Л. Бетховена К. стали создаваться самими композиторами, благодаря чему их соч. приобрели большую стилистич. и композиц. цельность.
Риман Г., Систематич. учение о модуляция..., пер. с нем., М., 1929; Кnоdt Н., Zur Entwicklungsgeschichte der Kadenzen im Instrumentalkonzert, "SIMG", 1914, Jahrg. 15, H. З. См. также лит. при ст. Гармония. Ю. Н. Холопов.

(Источник: Музыкальный энциклопедический словарь, 1990)
К..

ИДИОФОНЫ

ИМИТАЦИЯ

ИНАШВИЛИ

ИНВЕНЦИЯ

ИНТЕРВАЛ

ИОГАННИС

ИОГАНСЕН

ИСАКАДЗЕ

ИСМАЙЛОВ

ИСФАХАНИ

ЙЕРСИЛЛЬ

ЙОММЕЛЛИ

ЙОУСИНЕН

ЙОУХИККО

КААМАНЬО

КАБИРОВА

КАБУЛОВА

КАВАТИНА

КАВЯЦКАС

КАЗБИРЮК

КАЗИМИРИ

КАКТИНЬШ

КАЛАФАТИ

КАЛИВОДА

КАЛНИНЬШ

КАЛЬДАРА

КАЛЬЮСТЕ

КАМБИАТА

КАМБУРОВ

КАМЕРАТА

КАМЕРТОН

КАНЕВЦОВ

КАНИТЕЛЬ

КАНИФОЛЬ

КАННАБИХ

КАНОББИО

КАНТЕЛЛИ

КАНТЕЛУБ

КАНТЕМИР

Музыкальный словарь ver16