Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КАПРИЧЧО, каприччио, каприс (итал. capriccio; франц. caprice, букв. - прихоть, каприз), - общее название инстр. соч., характер которых был различен в разные историч. эпохи. В кон. 16 - нач. 17 вв. К. - инстр. пьеса свободного (т. е. не определяемого к.-л. композиц. схемой) строения, основанная на имитации и близкая фантазии, ричеркару (напр., К. для орг., чембало Свелинка); один из истоков фуги. У Дж. Фрескобальди, И. Я. Фробергера К. виртуозны; в некоторые из них вводились звукоизобразит. приёмы ("Capriccio sopra il cucu" Фрескобальди). Эта традиция сказалась в "К. на отъезд возлюбленного брата" Баха (BWV 992; см. также 993). В кон. 18- 19 вв. К.- виртуозные скр. соч. (П. Роде, Р. Крейцер, Н. Паганини), в 19 в. - также романтич. фп. пьесы (К. М. Вебер, Ф. Мендельсон, И. Брамс и др.). Близкие фантазии "Итал. К." Чайковского, "Испан. К." Римского-Корсакова, "К. на цыганские темы" Рахманинова отмечены нац. колоритом, своенравными переменами движения, орк. блеском. "К." наз. одна из опер Р. Штрауса (1942). |