Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КЕРУБИНИ (Cherubim) Луиджи (1760-1842) - франц. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. По нац. итальянец, Чл. Ин-та Франции (1815). Муз. образование завершил в Болонье под рук. Дж. Сарти. В 17S4-86 работал в Лондоне. С 1788 обосновался в Париже. Годы Великой франц. революции - время расцвета его творчества. Сочинил марши для орк. Нац. гвардии, гимны, песни, хоровые революц.-патриотич. произв., в т. ч. "Гимн Пантеону" для муж. хора и дух. орк. (1794), "Траурный гимн на смерть генерала Гоша" для хора и орк. (1797). С 1795 инспектор, с 1816 проф., в 1822-41 директор Парижской конс., к-рая под его рук. стала одним из центров муз. образования. Наиб. успех К. связан с оперой. Творчески восприняв и синтезировав достижения франц. комич. оперы и реформаторской драматургии К. В. Глюка, К. создал яркие образцы нового жанра - "оперы спасения": "Лодоиска" (1791), "Элиза" (1794), "Два дня" (1800) и др. Увертюры, особенно к опере "Два дня", с их контрастным тематизмом и элементами симф. развития, послужили прообразом увертюр Л. Бетховена. Автор уч. пособий, в т. ч. "Cours de contrepoint et de fugue" (P., 1835). Опеpы - Квинт Фабий (1779, Александрия), Демофон (1788), Лодоиска (1791), Элиза (1794), Медея (1797), Два дня (1800; в России под назв. Водовоз), Али-Баба, или Сорок разбойников (1833, все - Париж) и др.; мессы, 2 реквиема, кредо, литании, мотеты и др.; произв. для орк.; 6 квартетов (1814-37), струн. квинтет (1837); пьесы для органа, для фп.; романсы, песни и др. Радиге А., Франц. музыканты эпохи Великой франц. революции, пер. с франц., М., 1934; L. Cherubim net secondo centenario della nascita, a cura di A. Damerir.i, Firenze, 1962. Е. Ф. Бронфин. |