Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КЛАВЕСИН, чембало (франц. clavecin, от ср.-век. лат. clavicym-balum, от лат. clavis - ключ и cymbalum - кимвал; итал. cembalo),- струнный щипковый клавишный инструмент. Имеет продолговатую треугольную (крыловидную) форму, вызванную прямым расположением струн (параллельно клавишам); при нажатии клавиш струны посредством передаточного механизма защипываются плектром (из пера или кожи). Изменение громкости и тембра К., октавные дублировки (на 1-2 октавы вверх и вниз) достигаются путём применения нескольких аккортов (хоров) струн, в т. ч. разных регистров. Эти аккорты (хоры) струн, расположенные на разных высотных уровнях, переключаются ножными педалями. К. может иметь 1-3 мануала. Максимальный диапазон - 4-5 октав (обычно F - f3). Существовали К. разл. форм, типов и разновидностей, в т. ч. вёрджинел, спинет, клавицитериум. Известен с 15 в. До 18 в. (включительно) развивались англ., франц., итал. и др. исполнит. и комп. школы клавесинной музыки; среди клавесинистов-композиторов: У. Бёрд, Ж. Шамбоньер, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти. К. использовался соло и в ансамбле. Характер тембра К., отрывистый и мало певучий звук, отсутствие исполнит. нюансировки привели к тому, что к кон. 18 в. К. стал выходить из употребления. Интерес к К. возродился в нач. 20 в. Ныне К. производятся во мн. странах, широко применяются для исполнения как старинной музыки, так и совр. соч. разных жанров. Тембр К. имитируется на электроорганах и синтезаторах. Клавесин. |