Музыкальный словарь:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Э..
Ю..
Я..
Музыкальная энциклопедия:
А..
Б..
В..
Г..
Д..
ЕЁ..
Ж..
З..
И..
Й..
К..
Л..
М..
Н..
О..
П..
Р..
С..
Т..
У..
Ф..
Х..
Ц..
Ч..
Ш..
Щ..
Ы..
Э..
Ю..
Я..
КЛЮЧ (нем. Schlussel; франц. clef; англ. key) - знак на нотном стане, определяющий звуковысотное значение нот. Ставится в начале каждого нотоносца на одной из линий и устанавливает высоту соответствующего ей звука. Употребляются 3 разл. ключа - С (соль), F (фа), С (до); их наименования и начертания происходят от лат. букв, обозначающих звуки разной высоты (см. Алфавит музыкальный). Графич. разновидностью ключа С является цефаутный К. Название соответствует гексахордовой системе сольмизации: звук С получает названия fa и ut, взятые из разных гексахордов. Применялся в 17 в. в т.н. Киевском знамени (квадратном нотном письме) для записи одногол. обиходных песнопений. Скрипичный К. в партии тенора (иногда 8 а также удвоенный скрипичный К. читаются октавой ниже. Смысл применения разл. ключей заключается в том, чтобы избежать при записи большого количества добавочных линий. Способин И., Элементарная теория музыки, М., 1984. |